Бутлеров не продаётся
Увидел недавно в Казани диво дивное — продаётся дом на углу улиц Карла Маркса и Лобачевского. И нахлынули воспоминания. В советское время здесь помещалась на первом этаже известная аптека. А до революции этот дом принадлежал тёще великого химика Александра Михайловича Бутлерова. Там он и проживал со своей семьей. А что — дом большой, тут можно неделями с тёщей не пересекаться. А может он даже любил свою тёщу. Что бы она сказала, если бы узнала, что кто-то запросто распоряжается ее недвижимостью?
А работал Александр Михайлович не только великим химиком, но и профессором и даже ректором Казанского университета. Совет дважды избирал его на эту должность, но исполнял он её неохотно, будучи увлечён только научными исследованиями. И, наверное, часто вспоминал эпизод своего детства, когда он, обучаясь в частном пансионе в Казани, во время химических опытов что-то взорвал. Воспитатели с позором выставили его в столовой перед учениками с доской на груди: «Великий химик». Как в воду глядели…
Родился Александр Михайлович в селе Бутлеровка Чистопольского уезда, на земле, которая была пожалована Иваном Грозным его предку — англичанину Баттлеру за неоценимую услугу при взятии Казани. Именно инженер Баттлер руководил сооружением подкопа под Тайницкую башню, которая была взорвана и туда устремилась кавалерия царя — касимовские татары. Отец Бутлерова был офицером, да и сам он — тоже человек служивый. Тогда преподаватели вузов считались госслужащими, а не «поставщиками образовательных услуг». Носили мундир, и могли быть направлены при необходимости в любой университет Империи. Так и Бутлеров был переведён в Питер, оставив в Казани научную школу, своих учеников на кафедрах и навеки прославив Казанский университет. Единственный природный химический элемент, открытый на территории России — рутений — был открыт Клаусом именно здесь.
А в питерском университете ректором был профессор Бекетов, тесть великого Менделеева. Он был дважды ботаником. Как учёный — растения изучал, и «ботаник», в смысле — был тишайшим и интеллигентнейшим человеком. И тут его вызывает питерский полицмейстер, чтобы дать вздрючку — почему студенты университета бунтуют и сходки устраивают.
Менделеев ему говорит: «Папа, я вас одного не пущу. Поедем вместе». Приезжают, полицмейстер начинает на них орать, и тут Менделеев (с его гривой и бородищей) вопрошает: «А вы кто такой? Полицмейстер? Один из солдафонов на Руси? А я — профессор Менделеев. Я сделал великое открытие в химии. Назовите мне его. Не знаете?! Так о чём мне с вами говорить? Пойдемте, папа…»
Студенты после сходки составили петицию министру просвещения графу Делянову. Но студентов не пустят к министру. А профессора Менделеева — пустят. Менделеев отправляется к министру, пытается вручить петицию, но министр её отвергает. «Ах, так? — говорит Менделеев. — Тогда, ваше сиятельство я подаю в отставку!»
И уходит из университета, бросая вышеупомянутый мундир, нехилый оклад и статус, равный воинскому званию бригадира (между полковником и генералом), потому что его студентов оскорбили… Сегодня, в свободной России, профессора Менделеева и на пушечный выстрел не подпустили бы к министру образования. Да и Менделеев вряд ли захотел бы иметь такое сомнительное удовольствие. Граф Делянов, хоть и реакционер был, но полезными делами тоже занимался. Хотя бы не разрушал. После сходки казанских студентов он прислал в университет телеграмму: «Для спасения благомыслящих не щадите негодяев». Готов под любым словом подписаться, если их отнести к нашим «разрухмайстерам». Как психолог психологам говорю…
ЗЫ. Тут на днях один студент в министра образования пытался яйцо кинуть. Но попал в другого студента. Да ещё и пятнадцать суток получил. Вы уж тренируйтесь предварительно, прежде чем на акцию идти, андреи желябовы двадцать первого века…