Когда б вы знали, из какого сора…
Оказывается, в Казани идут баталии относительно строительства мусоросжигающего завода. Меня попросили высказаться: хорошо это, или плохо. Ознакомился с темой: эксперды и экологи пугают народ отравлением атмосферы и грунтовых вод. Завод собираются строить в сотрудничестве с японской фирмой (а они большие мастера в сжигании мусора). Стадо «комментаторов» в своём репертуаре: деньгираспилятфильтрыменятьнебудутмывсеумрёмдиоксиныбудутпоступатьватмосферу. Стоп – подумал я – а они знают, что такое «диоксины»? Я, например, не знаю. Ознакомился.
Диоксины — это глобальные экотоксиканты, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Они слабо расщепляются и накапливаются как в организме человека, так и в биосфере планеты, включая воздух, воду, пищу. Величина летальной дозы для этих веществ достигает 10−6 г на 1 кг живого веса, что существенно (на несколько порядков) меньше аналогичной величины для некоторых боевых отравляющих веществ, например, для зомана, зарина и табуна (порядка 10−3 г/кг).
Понятно, это что-то вроде таинственных «нитратов» в лихие 90-е. Продавались нитратомеры и люди ходили и проверяли помидоры «на нитраты», не спрашивая, что это такое. Как ещё раньше – «радиация». Посмотрел симтомы отравления диоксинами. Они удивительно совпадают с моими симптомами сахарного диабета. Похоже, точно – «все умрём». Собрал в кучку мозги и аналитические способности и ответил:
1. Полигоны ТБО должны ложиться на «глиняный замок», чтобы не текло в грунтовые воды, иметь трубы для отвода метана, а сверху — трамбоваться и засыпаться землёй. Надеюсь, Самосыровская свалка так была построена. Теперь на ней уже кусты растут, скоро будет красивый зелёный холм. В Челнах, когда въезжаешь в город по плотине, за ГЭС, справа есть садовые участки. Они стоят на свалке (полигоне ТБО), который засыпали плодородной почвой, снятой с котлована КамАЗа. Был там в гостях у одного знакомого — дачи как дачи, всё растёт. Лет через 200 наши потомки всё это откопают и получат огромный запас сырья для переработки. По подобным запасам Россия — первая в мире. Даже если кончится нефть — мы опять всех опередим.
2. Кстати, спутники-шпионы летают на низких орбитах (200 км). Солнечные батареи их быстро тормозили бы (атмосфера ещё плотная). Поэтому у них ядерные источники питания. На землю их сбрасывать нельзя. Когда спутник отработал — его последним импульсом толкают на орбиту 1000 км. Там — слой «космического мусора», на котором спутники гарантировано продержатся те же 200 лет. А потомки найдут решение этой проблемы. Недавно был случай, когда американский «живой» спутник столкнулся с нашим «мёртвым». Оба — в дым. Вопрос: а был ли мёртвым наш спутник?
3. Запад эту проблему мусора давно «всосал». У них были мусоросжигающие корабли. Ещё в школе читал. Выходили в открытый океан, сжигали мусор, дым рассеивали над водой «Smoke on the water», а золу сбрасывали на дно. Но — это тоже нехорошо. Вопреки распространённому мнению, деревья не вырабатывают кислород, а поглощают углекислоту. Кислород вырабатывают одноклеточные океанские водоросли – а их тут дымом. Стран, чьи леса поглощают больше углекислоты, чем выбрасывает в атмосферу их промышленность, немного: Бразилия, Канада, Россия, Финляндия, Швеция. Остальные живут у нас в долг. Даже придумана «торговля воздухом» — Киотский протокол, допускающий продажу квот на выброс углекислоты. США – всемирный паразит – Киотский протокол не подписали.
4. Японцы мусор тщательно сортируют. Утром выставляют на улицу мешки с мусором в малоэтажной застройке. В больших домах — приносят в специальную комнату на первом этаже. Бумага — отдельно. Пластиковые бутылки (легко перерабатываются) — отдельно. Крышечки от бутылок — в особый ящик. Пивные банки — в металл. Стекло — в стекло. На заводе ещё раз проверяют, сортируют и сжигают неперерабатываемые остатки, а из этой золы формируют искусственные острова. Чтобы японцы активнее и тщательнее сортировали мусор: за нарушение предусмотрен невероятный штраф и пять лет тюремного заключения. По каналу «Россия» был репортаж.
5. Но японцы сжигают, видимо, хоть и затратно, (хотя утверждают, что от этого тепла вырабатывается электричество), но экологически чисто. Один из моих однокурсников лет десять назад вроде собирался уже по заказу города возглавить строительство такого завода, но что-то пошло не так. Не думаю, что для казанского мусоросжигательного купят технологию вчерашнего дня, которая и будет сопровождаться описанными ужасами. Хотя главная проблема в ближайшее время нерешаема: как заставить людей сортировать мусор? Разве что японскими методами.
6. Но, ещё вероятнее, что кампанию «против» мусоросжигающего завода ведёт «мусорная мафия», которая наживается на традиционных и нелегальных свалках. Очень может быть. Но на сегодня — хотя бы так. Иначе есть риск превратиться во Львов. Там власти выделяют место для полигона ТБО, но местные деревенские начинают бунтовать, полигон закрывают — и город развозит мусор фурами по другим областям, тайно.
7. Кстати, казанский завод будет одним из первых в России: четыре построят в Подмосковье, а один – в Казани.