18 июня 2015

Я удивлён — зачем вы с нами связались?

Встретил в Интернете мысль. Высказал её руководитель фонда «Фактор будущего РТ» Ярослав Муравьёв. Мысль такая: ожидается снижение количества молодёжи в России и РТ соответственно. Чтобы привлечь молодёжь в Татарстан, здесь всё сделано в смысле инфраструктуры, но Казань непривлекательна в смысле реализации креативности (это – Питер) или бизнес-реализации (тут лидер – Москва). Потому и тянутся к нам разве что из Чувашии или Марий-Эл. И потребности молодёжи ожидаются примитивные, и власть с этим вынуждена будет считаться. Надо учитывать современные чаяния молодёжи. Например, их привлекают не классические, а экстремальные виды спорта. Нужны некие площадки для реализации молодых, где они будут хозяевами и ответственными.

Разумные мысли, хоть я и не верю всяким «фондам». Тем более,  что я по возрасту всё более от молодёжи удаляюсь, и о многом в её психологии могу судить только теоретически. Поколение сменилось, и не только в худшую сторону. А супруга моя, проницательная Валентина Васильевна, отметила, что когда-то у нас в КАИ такие самостоятельные площадки были. И мы в них участвовали, формировались, получали опыт и делали серьёзные дела.

Это сейчас КАИ – в крутом пике. Прежнее руководство, создав  «блестящую» систему коррупции, создало ситуацию, что к нам, как на помойку, сослали на ректорство аж «министра-мечту» — с позором снятого бывшего министра образования РТ.  Министерство вздохнуло с облегчением, а у нас начались «реформы». Когда работать не умеешь – реформируй. Пока ещё срабатывает мощная инерция КАИ. Вот и потянуло меня на лирику и воспоминания. Но не только. Может что-то пригодится и будущим поколениям.  Кстати, в  поколении нынешних первоклашек в параллели уже не один класс, а четыре – пять.  Так что через двадцать лет проблемы сменятся на противоположные. Но «рефломаторам» об этом думать некогда. Им «рефломировать» надо.  Но мы опять выкрутимся, мы не Рабинович. Тот бы в такой ситуации руки опустил бы…

Нет в России ни одного мало-мальски образованного человека, который не знал бы о Казанском авиационном институте. Не знать КАИ – то же самое, что «не знать» МГУ, МВТУ им. Баумана, МГИМО…   В самой Казани каждый третий автобус в схеме маршрута несёт гордую надпись: «через КАИ», хотя логичнее было бы писать: «через Кремль». Ан, нет – КАИ более значимый ориентир. В ходе перестроечного лихолетья институт сначала стал государственным техническим университетом, а затем и национальным исследовательским университетом имени А.Н. Туполева. Но гордое звание «КАИ» сохранил.

В дизайне существует понятие подсознательного синкретического цветового «восприятия» звуков. Например, звук «А» — крАсный, звук «И» — сИнИй, «Е» — зЕлЁный», «О» — желтый (ещё Блок писал «в соседних домах окна жОлты…) и так далее.

Слово «КАИ» — «красное» и «синее» — синее-синее небо, а по нему летит серебристый самолётик с красными звёздами на крыле. Какой- то нежный, «птичий» звук: КАИ-и-и-и-и…

Не случайно Казанский химико – технологический институт (КХТИ) очень быстро отказался от «колючей» аббревиатуры и охотно принял название «университет».  Это не в обиду сказано. Они, химики, тоже «национальный исследовательский». Таких университетов в России всего двадцать девять. А аббревиатуры у нас теперь одинаковые – КНИТУ. Двоечники и дилетанты путают.

А мы – авиаторы, мы туполевцы  с 1972 года (хотя КАИ закончил Генеральный конструктор фирмы «Сухой» М.П. Симонов, а сам Андрей Николаевич закончил «бауманку»). Мы – Туполевский Университет. И основаны мы в 1932 году, как база подготовки кадров для, как тогда писали, «казанского куста авиационных предприятий». У нас и сейчас в городе – четыре завода бывшего Минавиапрома. И вообще, если мысленно «очистить» Казань от отраслей, обеспечивающих жизнь города (транспорт, связь, ЖКХ, общепит, медицина, образование, строительство, бизнес, не к ночи будь помянут, и т.п.), то в «сухом остатке»   в Казани будет только авиационная и химическая промышленность. И приборостроение, работающее на эти две отрасли.

С 1939 года в КАИ выпускалась стенная газета «Самолёт». Тогда не было Интернета и ксероксов, и студенты-энтузиасты любовно, десятилетиями рисовали, сочиняли, фотографировали, компоновали и вывешивали на суд читателя  роскошный настенный журнал-альманах. Тоталитаризмы сменялись оттепелями, застои — перестройками, а «Самолёт» всегда умел быть рядом со временем и, немного – впереди.

Студенческий юмор – явление межгалактическое (разумеется, не путать с клоакой «Комеди-клаба» и современным выродившимся КВН-ом). Хватало  юмора и в «Самолёте». В 1972 году «Комсомольская правда» (та, настоящая, а не нынешний «желтый» листок) объявила конкурс студенческих юмористических стенгазет.  Каисты- «самолётовцы» газету «сварганили» быстро, но встал вопрос – как её назвать.  Названия типа «Колючка», «Ежик» отметались сразу, как пошлые, подобно нынешнему «Клабу».  И вот под утро, сквозь сигаретный дым кто-то выкрикнул: «Фикус» (имея в виду «Кактус»). Название понравилось, и с тех пор рядом с названием «Фикус» художник рисовал изображение кактуса. Кто видел впервые, всегда спрашивал «почему».

Шло время, и однажды в «Фикусе» открылся клуб «О Натюрель» (в переводе – «В натуре»). И здесь «Фикус» предвосхитил наши времена, когда уголовный жаргон стал не только общеупотребительным, но и парламентским. Члены клуба обсуждали события мирового и внутриинститутского значения, бичевали недостатки и ставили вопросы, не всегда «заморачиваясь» эзоповым языком.

o-naturel

Председателем и признанным лидером клуба был ГРАФ Н.Ф. —  интеллектуал, умница. Немного резонёр, всегда смягчавший резкие выступления, подводивший дискуссию к правильным выводам и смотревший на всех добрыми, умными глазами.

Ветераном клуба справедливо можно считать другой персонаж – ВАСЯ-КАИСТ. Что-то вроде «домового» нашего университета. Ещё до появления графа Н.Ф.  ходил по коридорам КАИ и страницам «Самолёта» этот вечный студент в зелёной рубашке с «военки» (тогда к форме одежды относились попроще). Вася – далеко не отличник, а в гуманитарной составляющей, как типичный каист, не мог составить графу Н.Ф. ни малейшей конкуренции.

vasja

Любимцем клуба несомненно, был КРУМНУП – дитя природы. Он, строго говоря, инопланетянин, прибывший с планеты, где едят живые будильники. По фигуре он напоминал персонажа интернетовской игры «Балда»: округлый, не имеющий плеч, и поэтому носивший майки и подтяжки на ушах. Как инопланетянин, Крумнуп  сохранял наивное, детское видение и всегда удивлялся нелогичным людским идиотизмам.

Его хорошим другом был ЦАРЕВИЧ ОВСЯША. В Казань он прибыл из сказочного царства с прагматичной целью – найти себе невесту. Но случайно вместо этого поступил в КАИ, как-то увлёкся, закрутился, и,  попав в клуб, удивлял всех практичным, здравым подходом к событиям, будучи человеком «от земли».

Чуть позже в клуб попала единственная женщина – творение свердловского писателя Михаила Клименко из рассказа «Судная ночь» — ЛОШИЛА (ЛОШАДИНАЯ СИЛА).  Вообще-то в «Самолёте» было неписанное правило: не перепечатывать произведений «со стороны», только своё. Но Лошила так понравилась членам клуба, что было сделано исключение. Лошила была создана деревенским изобретателем из автомобильных шин, батареек и ещё кое-чего по мелочи. Похожа она была на хлебный батон ростом с первоклассника. И мощности было в ней ровно одна лошадиная сила. Она была вооружена огромных размеров ножом и часто подводила итог дискуссии словами: «Ножик в задницу – и вся любовь»

Ну, а байки старого авиатора КУЗЬМИЧА члены клуба могли слушать часами. В молодости он участвовал в опытах инженера Раймонда по путешествиям во времени. Благодаря этому, Кузьмич посетил будущее, знал ВСЁ об истории и будущем авиации и привёз из грядущего блоки полюбившегося и неизменного у него во рту «Беломора».

kuzmich

Впрочем, почему мы говорим о членах клуба  «О Натюрель» в прошедшем времени? Они живы, и сейчас незримо присутствуют в коридорах и комнатах учебных зданий и общежитий.  Их лица часто проступают в лицах нынешних студентов и преподавателей.

Просто они как-то оробели, растерялись перед потоком ВЕЛИКОГО ХАПКА  и ГИПЕРЛИБЕРАЛЬНОГО ИДИОТИЗМА.  Растерянность ещё не прошла. И «пятая колонна», и «сингапурские гозманы» — никуда не исчезли. Страшное чувство поражения…

Но мы снова собираемся, чтобы говорить и спорить с современной молодёжью «о времени и о себе».  И учить её (молодёжь). Даст  Бог, откроем магистратуру по специальности «Промышленный дизайн» (этого действа  в Татарстане и России – очень мало , именно «промышленного дизайна», а не «дизайна промышленных изделий»).  Тем более – с «бауманкой» будем сотрудничть.

А вот в Казани не только Универсиаду провели, но и завод «Композит-КАПО» открыли. И непаханное поле – «Экономическая зона «Алабуга», и «Иннополис».  И первоклашки теперь — размножаются. И «иные» не дремлют. Нынешним студентам нужно учиться, как своих детей учить, невзирая на ПЛАТНОСТЬ образования. А не отделываться покупкой компьютера. Те, у кого «сало в голове есть» — справятся.