31 марта 2011

Воспитание

«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно»

—Л.Н. Толстой.

Как видите, гении тоже иногда мастерски умеют нести ахинею. Что имел в виду Лев Николаевич? Что человек должен расти, как трава? Что никакие образ­цы недопустимы? Но ведь само слово «образование» означает — формировать человека по образу и подобию Божьему. Аналогичное английское «эдью­кейшн» — буквально переводится как «вытягивание». Не тут ли «собака поры­лась»? Наше «образование» — суть производная от обучения и воспитания. А что такое «воспитание»? Выготский ещё в 1926 году написал: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать никого… Можно только воспитываться самому. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная дея­тельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»

Ага! Значит, существует какой-то таинственный «воспитатель», и он всё-таки направляет деятельность воспитуемого. Так что же делать сотрудникам образо­ва­тель­ного учреждения, не обременённым гениальными мыслями? Воспитывать и социализировать. (Подчеркиваю, что мы ограничиваемся рамками образова­тельного учреждения, не углубляясь в сферы семейного и общественного вос­пи­тания). Здесь и далее будем опираться на определения и мысли Ю.Г. Фоки­на, профессора Бауманского университета. Очень рекомендую прочитать его книгу «Преподавание и воспитание в высшей школе».

Воспитание — специальная деятельность сотрудников образова­тель­ного учреждения, направленная на становление у субъектов образования системы убеждений, нравственных норм и других качеств личности, предус­мотренных получаемым образованием.

Социализация — интеграция человека в систему социальных отноше­ний, в различные типы социальных общностей (группа, социальный инсти­тут, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социаль­ных норм и ценостей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социаль­ных ролей, освоение этих ролей.

Тут надо упомянуть, что воспитание, строго говоря, заканчивается к 13 годам, то есть к этому возрасту основные личностные ценности и ценности поколения сформированы. Далее начинается социализация (особенно в вузе). И происходит она и на лекциях, и во внеучебной деятельности. У нас и управ­ле­ние так называется — «внеучебной работы», а не «воспитательной». В англо-саксонских университетах до 80% студентов занимаются общественной дея­тель­ностью, и правильно делают. У нас — от силы 2—3%. Наша социализация происходит в рамках учебной группы (каковой у американцев просто нет). И если человек плохо проходит школу социализации, получаются печальные при­ме­ры. О некоторых технологиях — подробнее в лекции «Методы и стили управ­ления». Все знают, что вКАИ очень трудно учиться (от слова «труд»). Но если человек прошёл это горнило, у него неизбежно формируется ответственость, добросовестность, преданность делу. Те, у которых это «не получилось» никог­да не приезжают на встречи выпускников и никогда не бьют себя копытом в грудь: «я — каист». Свою «успешность» могут демонстрировать в «Одноклас­сниках». Офисный планктон и торгаш всегда чувствует свою ничтожность рядом с однокурсниками, ставшими главными конструкторами и главными инженерами ракетных заводов. Это, кстати, один из побочных продуктов педагогики, о кото­ром не принято писать в учебниках:второсортные должны чувствовать, что они — второсортные. Но к чему в глобальном смысле должна привести социа­ли­зация «первосортных»?

Есть такое слово — «менталитет», исходно означавшее — относящийся к мышлению. Теперь ему придали более глубокий, философский смысл, а в вари­анте «российский менталитет» — ещё и ругательный. Мол, плохой у нас мента­ли­тет, вот потому всё и плохо. Вот привить бы нам европейский — и всё было бы хорошо. Некоторые верят и даже пробуют. Можно ещё пробовать мочиться против ветра. С тем же результатом. Не пробовали сменить цвет глаз? Вот так же и с менталитетом. Он формировался тысячелетиями, благодаря ему мы ещё живы, он пропитывает, как и кровь наших предков, нашу землю и разлит в воз­духе. Для придурков без корней, у которых «России только двадцать лет» он, конечно, плохой. Но мы не читаем лекций придуркам.

Менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы к действию. Это сложное, интегративное качество. Это наш союзник в воспитании и формировании будущих поколений. И это то, что явится результатом наших воспитательных усилий.

Признаки российского менталитета:

  • уживчивость
  • организованность и упорство
  • боеспособность, умение подчинять личность целому
  • выносливость в борьбе
  • преданность делу
  • правдоискательство, справедливость
  • доброта, гуманизм, подвижничество (духовность)
  • общинность, традиционность, открытость (народность)
  • патриотизм, державность

Я бы добавил — недовольство своим менталитетом. Другие народы к своим менталитетам претензий не имеют. Есть, разумеется, отщепенцы, духовные проститутки и просто предатели, которые сумели «преодолеть в себе раба» и ринулись в «общечеловеки». Бог им судья. А судья Он — неизбежный и непод­купный.

Есть ещё одно достаточно затёртое слово — интеллигентность. Понимаемое как нечто неопределимое, чисто русское, мятущееся, иррациональное, одним словом опять плохое (см. менталитет). Ну а творчество быдла об «интеллигентах плешивых» — без комментариев. Слово «интеллигентность» в 60-х годах 19 века придумал литератор Боборыкин и имел в виду вполне определённые приз­наки интеллигентности:

  • обострённое чувство справедливости
  • приобщение к богатствам мировой и национальной культуры
  • усвоение общечеловеческих ценностей (знать бы ещё, что это такое)
  • следование совести, а не внешним обстоятельствам
  • тактичность и личная порядочность, исключающая нетерпимость в личных, меж­национальных, межрелигиозных отношениях
  • способность к состраданию
  • идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию
  • идеальная потребность познания
  • упорство в достижении истины
  • бескорыстное служение истине и народу

Как видите, ничего страшного и совсем не больно. Если у вас есть хоть 70% приведённых качеств, то всё в порядке, совершенствуйтесь дальше. Удалось ли «иным» обыдлить потенциальных интеллигентов? Весьма и весьма удалось. Оттого у нас так велик слой тех, кого Солженицын называл «образованцами». Очень любят «косить» под интеллигентов. Но готовы нести любую антинародную ахинею, лишь бы выглядеть либеральными и свободномыслящими. Лучше, чем Анна Ахматова не скажешь: «Я всегда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ты не с народом, ты спасаешь свой талант — назы­вай себя интеллектуалом, яйцеголовым, но не марай слова «интеллигент». Антон Палыч Чехов обидится.

А мы с вами, интеллигентные люди, разберём инструменты воспитания:

Изучение норм поведения — задача, предшествующая воспитанию; нельзя соблюдать то, что неизвестно. Воспитуемый должен знать «правила игры»

Требование — соблюдение норм поведения при многократном повторении формирует навыки поведения и общения. Считается, что 14-кратное повторение педагогического требования приводит к его автоматическому исполнению

Разъяснение — выделение в изучаемом особенностей, непосредственно касающихся субъекта, их социальных последствий и значения.

Убеждение — воздействие на сознание личности через обращение к её собст­венному критическому суждению. Убеждение — это работа логики. Если она не развита — лучше прибегнуть к эмоционально-волевому воздействию. Самое смешное, когда мамочка «убеждает» четырёхлетнего карапуза.

Приучение — создание повторяющихся ситуаций, требующих соблюдения норм в условиях скрупулёзного контроля действий. Хотите, чтобы ваши лекции начинались минута в минуту? Ровно в девять сорок закройте дверь аудитории изнутри — и не обращайте внимания на жалобные мольбы опоздавших впустить «хотя бы забрать сумку». В следующий раз будут на месте за десять минут до начала. Максимум через два раза.

Поощрение — одобрение воспитателем или стимулирование положительных эмоций при выполнении требований.

Порицание — обращение внимания на негативные стороны поступка или неодобрение его воспитателем

Наказание — принуждение к выполнению действий по ликвидации послед­ст­вий неодобряемого поступка. Физические и унижающие личность наказания недопустимы.

Не путайте наказания с репрессиями. А-то — накажу.

Немодно? Несовременно? Не совпадает с идеологией «бабло побеждает зло»?

Разумеется. Но мы же говорим о формировании будущих поколений, а не мелкой возне политических подлецов. Наш хронометр идёт правильно, это просто время остановилось. Временно…

Враг будет разбит! Победа будет за нами!

А о воспитательных воздействиях в самом учебном процессе мы поговорим в следующей лекции.