Воспитание
«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно»
—Л.Н. Толстой.
Как видите, гении тоже иногда мастерски умеют нести ахинею. Что имел в виду Лев Николаевич? Что человек должен расти, как трава? Что никакие образцы недопустимы? Но ведь само слово «образование» означает — формировать человека по образу и подобию Божьему. Аналогичное английское «эдьюкейшн» — буквально переводится как «вытягивание». Не тут ли «собака порылась»? Наше «образование» — суть производная от обучения и воспитания. А что такое «воспитание»? Выготский ещё в 1926 году написал: «Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать никого… Можно только воспитываться самому. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»
Ага! Значит, существует какой-то таинственный «воспитатель», и он всё-таки направляет деятельность воспитуемого. Так что же делать сотрудникам образовательного учреждения, не обременённым гениальными мыслями? Воспитывать и социализировать. (Подчеркиваю, что мы ограничиваемся рамками образовательного учреждения, не углубляясь в сферы семейного и общественного воспитания). Здесь и далее будем опираться на определения и мысли Ю.Г. Фокина, профессора Бауманского университета. Очень рекомендую прочитать его книгу «Преподавание и воспитание в высшей школе».
Воспитание — специальная деятельность сотрудников образовательного учреждения, направленная на становление у субъектов образования системы убеждений, нравственных норм и других качеств личности, предусмотренных получаемым образованием.
Социализация — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценостей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей.
Тут надо упомянуть, что воспитание, строго говоря, заканчивается к 13 годам, то есть к этому возрасту основные личностные ценности и ценности поколения сформированы. Далее начинается социализация (особенно в вузе). И происходит она и на лекциях, и во внеучебной деятельности. У нас и управление так называется — «внеучебной работы», а не «воспитательной». В англо-саксонских университетах до 80% студентов занимаются общественной деятельностью, и правильно делают. У нас — от силы 2—3%. Наша социализация происходит в рамках учебной группы (каковой у американцев просто нет). И если человек плохо проходит школу социализации, получаются печальные примеры. О некоторых технологиях — подробнее в лекции «Методы и стили управления». Все знают, что вКАИ очень трудно учиться (от слова «труд»). Но если человек прошёл это горнило, у него неизбежно формируется ответственость, добросовестность, преданность делу. Те, у которых это «не получилось» никогда не приезжают на встречи выпускников и никогда не бьют себя копытом в грудь: «я — каист». Свою «успешность» могут демонстрировать в «Одноклассниках». Офисный планктон и торгаш всегда чувствует свою ничтожность рядом с однокурсниками, ставшими главными конструкторами и главными инженерами ракетных заводов. Это, кстати, один из побочных продуктов педагогики, о котором не принято писать в учебниках:второсортные должны чувствовать, что они — второсортные. Но к чему в глобальном смысле должна привести социализация «первосортных»?
Есть такое слово — «менталитет», исходно означавшее — относящийся к мышлению. Теперь ему придали более глубокий, философский смысл, а в варианте «российский менталитет» — ещё и ругательный. Мол, плохой у нас менталитет, вот потому всё и плохо. Вот привить бы нам европейский — и всё было бы хорошо. Некоторые верят и даже пробуют. Можно ещё пробовать мочиться против ветра. С тем же результатом. Не пробовали сменить цвет глаз? Вот так же и с менталитетом. Он формировался тысячелетиями, благодаря ему мы ещё живы, он пропитывает, как и кровь наших предков, нашу землю и разлит в воздухе. Для придурков без корней, у которых «России только двадцать лет» он, конечно, плохой. Но мы не читаем лекций придуркам.
Менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы к действию. Это сложное, интегративное качество. Это наш союзник в воспитании и формировании будущих поколений. И это то, что явится результатом наших воспитательных усилий.
Признаки российского менталитета:
- уживчивость
- организованность и упорство
- боеспособность, умение подчинять личность целому
- выносливость в борьбе
- преданность делу
- правдоискательство, справедливость
- доброта, гуманизм, подвижничество (духовность)
- общинность, традиционность, открытость (народность)
- патриотизм, державность
Я бы добавил — недовольство своим менталитетом. Другие народы к своим менталитетам претензий не имеют. Есть, разумеется, отщепенцы, духовные проститутки и просто предатели, которые сумели «преодолеть в себе раба» и ринулись в «общечеловеки». Бог им судья. А судья Он — неизбежный и неподкупный.
Есть ещё одно достаточно затёртое слово — интеллигентность. Понимаемое как нечто неопределимое, чисто русское, мятущееся, иррациональное, одним словом опять плохое (см. менталитет). Ну а творчество быдла об «интеллигентах плешивых» — без комментариев. Слово «интеллигентность» в 60-х годах 19 века придумал литератор Боборыкин и имел в виду вполне определённые признаки интеллигентности:
- обострённое чувство справедливости
- приобщение к богатствам мировой и национальной культуры
- усвоение общечеловеческих ценностей (знать бы ещё, что это такое)
- следование совести, а не внешним обстоятельствам
- тактичность и личная порядочность, исключающая нетерпимость в личных, межнациональных, межрелигиозных отношениях
- способность к состраданию
- идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию
- идеальная потребность познания
- упорство в достижении истины
- бескорыстное служение истине и народу
Как видите, ничего страшного и совсем не больно. Если у вас есть хоть 70% приведённых качеств, то всё в порядке, совершенствуйтесь дальше. Удалось ли «иным» обыдлить потенциальных интеллигентов? Весьма и весьма удалось. Оттого у нас так велик слой тех, кого Солженицын называл «образованцами». Очень любят «косить» под интеллигентов. Но готовы нести любую антинародную ахинею, лишь бы выглядеть либеральными и свободномыслящими. Лучше, чем Анна Ахматова не скажешь: «Я всегда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ты не с народом, ты спасаешь свой талант — называй себя интеллектуалом, яйцеголовым, но не марай слова «интеллигент». Антон Палыч Чехов обидится.
А мы с вами, интеллигентные люди, разберём инструменты воспитания:
Изучение норм поведения — задача, предшествующая воспитанию; нельзя соблюдать то, что неизвестно. Воспитуемый должен знать «правила игры»
Требование — соблюдение норм поведения при многократном повторении формирует навыки поведения и общения. Считается, что 14-кратное повторение педагогического требования приводит к его автоматическому исполнению
Разъяснение — выделение в изучаемом особенностей, непосредственно касающихся субъекта, их социальных последствий и значения.
Убеждение — воздействие на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. Убеждение — это работа логики. Если она не развита — лучше прибегнуть к эмоционально-волевому воздействию. Самое смешное, когда мамочка «убеждает» четырёхлетнего карапуза.
Приучение — создание повторяющихся ситуаций, требующих соблюдения норм в условиях скрупулёзного контроля действий. Хотите, чтобы ваши лекции начинались минута в минуту? Ровно в девять сорок закройте дверь аудитории изнутри — и не обращайте внимания на жалобные мольбы опоздавших впустить «хотя бы забрать сумку». В следующий раз будут на месте за десять минут до начала. Максимум через два раза.
Поощрение — одобрение воспитателем или стимулирование положительных эмоций при выполнении требований.
Порицание — обращение внимания на негативные стороны поступка или неодобрение его воспитателем
Наказание — принуждение к выполнению действий по ликвидации последствий неодобряемого поступка. Физические и унижающие личность наказания недопустимы.
Не путайте наказания с репрессиями. А-то — накажу.
Немодно? Несовременно? Не совпадает с идеологией «бабло побеждает зло»?
Разумеется. Но мы же говорим о формировании будущих поколений, а не мелкой возне политических подлецов. Наш хронометр идёт правильно, это просто время остановилось. Временно…
Враг будет разбит! Победа будет за нами!
А о воспитательных воздействиях в самом учебном процессе мы поговорим в следующей лекции.