Требования к выпускнику инженерного вуза
(Всемирный конгресс по инженерному образованию, 1992)
1. Профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности);
2. Коммуникативная готовность (владение литературной и деловой письменной и устной речью на родном языке; владение как минимум одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи; знание психологии и техники общения; владение навыками управления профессиональной группой или коллективом;
3. Развитая способность к творческим подходам в решении профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий, готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;
4. Устойчивое, осознанное, позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;
5. Владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты среды;
6. Понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники;
Потенциал компетентности инженера
(Европейская федерация национальных федераций инженеров – «ФЕАНИ», 1996)
- иметь целостное знание принципов инженерного искусства.
- иметь общие знания передовой практики инженерного искусства, а также свойств, поведения производства и использования материалов, оборудования, техники, ее узлов, алгоритмов и программ.
- уметь пользоваться технической информацией и статистикой.
- быть способным применять принципы прогрессивных концепций, облегчающих производство, обслуживание, обеспечение высокого качества с учетом экономики.
- обладать чувством промышленных отношений и принципов управления, принимая во внимание технические, финансовые и человеческие условия.
- быть способным работать над многодисциплинарными проектами.
- понимать существо инженерной профессии так же, как ответственность по отношению к обществу и окружающей среде.
- быть способным создавать теоретические модели, позволяющие прогнозировать физические явления и использовать указанные модели.
- уметь свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза.
- уметь учитывать требования окружающей среды.
- уметь мобилизовывать человеческие ресурсы.
- владеть устной и письменной речью, в частности уметь составлять ясные и убедительные отчеты.
- свободно пользоваться одним из европейских языков, помимо родного.
- учитывать технический прогресс и эволюцию потребностей, чтобы не базироваться только на установившейся практике, но принимать в исполнении профессии инженера позицию новаторскую и созидательную.
- быть способным найти разумный компромисс между различными, порой противоречивыми требованиями, например стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения, как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и предложить оптимальные решения.
- знать технологии и технику, относящиеся к области специализации (специальности).
Вот такие рекомендации по подготовке инженеров дали опытные, грамотные и ответственные люди. В практике Сергея Новикова была дипломная работа магистра, в которой автор провел интернет-опрос инженеров, окончивших советские вузы, а ныне работающих в России, Беларуси, Казахстане, Европе и Израиле. Был сформирован более узкий, чем рассмотренные, список компетенций инженера, в котором социальные, коммуникативные качества, способность переучиваться намного опережали, скажем, владение компьютерными технологиями. Во всяком случае, эти перечни отражают позиции компетентных, грамотных людей, а не полуграмотных «работодателей», чьи требования можно прочитать в любой «бегущей строке»: «требуются менеджеры, в\о, п\к, стаж работы». На таких работодателей «работает» пресловутый Болонский процесс. Обратите внимание на даты в перечнях компетенций – они приняты до того, как Болонский процесс широко развернулся. Сам по себе он исходно начался с безобидной инициативы ректоров европейских университетов о создании общеевропейского образовательного пространства. Но когда за дело взялись чиновники – «процесс пошел». (Подробнее см. статью «Ах, Болонья, городок» в блоге).
Мы же будем ориентироваться не на чиновничий, а на профессиональный подход.
Задание
Проанализируйте содержание инженерных компетенций и предложите методы и формы учебных занятий, которые помогут формировать те или иные компетенции в процессе обучения именно по Вашему предмету. Например, принимая задания или даже экзамен по сопромату в виде письменных текстовых отчетов, Вы формируете навык овладения письменной инженерной речью, не будучи преподавателем – филологом. Разумеется, не все компетенции войдут, извините за каламбур, в «вашу компетенцию», но не ограничивайтесь только профессиональными навыками или компьютером. Посмотрите на свои возможности шире.
И ради Бога – не путайте методы обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и др.) с формами учебных занятий ( лекция, семинар, деловая игра и др.), что делает почти половина вузовских преподавателей.
Фокин Ю.Г. «Преподавание и воспитание в высшей школе»
ИНТЕРНЕТ:
Андрей Фурсов. Болонский процесс.
Александр Бикбов. Болонский процесс.