6 мая 2012

Стрелы стратосферы

Есть в нашем университете самое крупное «учебное пособие» — самолёт «Туполев-144» во дворе шестого здания КАИ. Его регист­ра­ционный номер — 77107. Их и осталось семь, находящихся на хранении «стосорокчетвёр­тых» из двадцати построенных. Остальные — разобраны. В том числе и первый прототип «СССР-68001», поднявшийся в первый полёт 31 декабря 1968 года. Погода тогда была не идеальной для первого испытатель­ного вылета. Но Андрей Николаевич дал «добро», и в предновогодний день Эдуард Елян поднял красавца в воздух. Англо-французский «Конкорд» взлетел уже в следующем году.

Они очень похожи — два сверхзвуковых собрата. Что дало повод кухонно-подзаборным «знатокам» с понимающим видом разглагольствовать о том, как «мы передрали». Есть у нас такая пакостная публика. Они и «Ту-144» называли «Русским «Конкордом», и крылатую ракету Х-55 — «Русским «Томагавком», и многозначительно отмечали сходство «Бурана» с американским «Шаттлом». Они же не знали, что беспилотный орбитальный ракетоплан «БОР», летавший под «ником» — очередной «Космос-такой-то» после приводнения был снят американской разведкой с разных точек, была построена и исследована компьютерная модель. В результате аэродинамическое качество «Бурана» составляло 5-6 единиц, а «Шаттла» — 3-4. «Туполев» тоже был на десять тонн тяжелее «Конкорда», брал больше полезной нагрузки, а крейсерскую скорость на сверхзвуке имел 2500 километров в час, против 2300 у европейского собрата.

Теперь самое время презрительно упомянуть о том, что «Туполев» совершил меньше коммерческих рейсов, был неэкономичен (билет в Алма-Ату на нём стоил 68 рублей против 48 на обычном самолёте — немалая разница в совет­ское время). Меж тем «Конкорд» тоже кушал керосин будь здоров, убыточность его рейсов «размазывалась» по рейсам обычным, а многие аэропорты США отказывались его принимать из-за высокой шумности. И сняли их с рейсов после трагической гибели «Конкорда» со всеми пассажирами и экипажем на взлёте в аэропорту имени Шарля де Голля — оторвавшийся кусок колеса влетел в двигатель. У «туполева» моторы стояли иначе. Хотя, как выразился один эксперт — «Конкорд» был убит Интернетом. Для деловых людей благодаря последнему отпала необходимость в срочных перелётах через океан.

Возможно, что «стрелы стратосферы» опередили своё время, так часто бывало в авиации. Не зря же NASA впоследствии оплатило исследовательские полёты последнего лётнопригодного Ту-144, чтобы снять характеристики для проектирования перспективных самолётов.

Пассажиров ветераны сверхзвука возить больше не будут. Но существуют два проекта. В Европе — реанимировать «Конкорд», чтобы он стал участником программы Олимпиады-2012 в Лондоне, а в Жуковском — осуществить перелёт последнего способного летать «туполева» в олимпийской окраске в Сочи-2014. У европейцев — получится. А в нашем варианте остаётся пожелать упорства, удачи (и по-возможности помочь) руководителю проекта, лётчику-испытателю Магомеду Толбоеву. Тому самому, что на своём МиГ-25 встретил в стратосфере возвращающийся «Буран».

А «Туполев—144» и «Конкорд» останутся живыми памятниками дерзновен­ной мысли конструкторов, филигранному труду рабочих и мужеству лётчиков. Они там, в НАТО — тупые. Не могут запомнить нормальные имена наших самолётов: Су-27, МиГ-29, Ту-22М. И сочиняют им свои, начинающиеся с созвучных букв: истребители — с «Ф» (fighter), бомбардировщики — с «Б» (bomber), грузопассажирские — с «К» (cargo). Ту-144 они назвали «Charger» — «Атакующий всадник». Очень удачное название.