9 октября 2011

Сага о том, как студенты-«пиарщики» конт­рольную работу писали

Контрольная работа проводилась по психологии, по теме «Тип высшей нерв­ной деятельности». Вопрос стоял следующий: «Вы — начальник. Ваш сотруд­ник — сангвиник. Как вы отрегулируете свои отношения с ним?»

Имелось в виду, что при ответе следовало проанализировать психологичес­кие особенности сангвиника, знать свой тип, его особенности, психологическую совместимость этих двух типов, выявить возможные осложнения во взаимодей­ствии и наметить стиль поведения. Разумеется, жизнь богаче, но мы-то сдаём психологию и проверяем усвоение ОБЩИХ психологических закономерностей, на базе которых и будем разрешать конкретные ситуации.

Проверив контрольные, я голосом Елены Соловей из фильма «Раба любви» воскликнул: «Господа! Вы — звери…»

Половина, как минимум, получили двойки, потому что за текст (цитирую): «Мой сотрудник — сангвиник. Я — тоже. Думаю, мы с ним найдём общий язык» двойка — это слишком гуманно. Это ответ жизнерадостного выпускника дет­ско­го сада. Причина этого — извечно кроется в двух источниках:

1. Студенты путают науку психологию с содержанием той макулатуры типа «Как стать стервой», которая по недоразумению стоит в магазинах на полке «Психология» и думают обойтись на экзамене своим незаурядным житейским опытом.

2. Студенты более развитые тем не менее страдают болезнью: для них лек­ции и практикумы по психологии — это разные вещи. На практикумы надо «ходить» и «отработать», а лекции надо на экзамене «спихнуть». Тем более — их ведут разные преподы, легко и перепутать с какой-нибудь математикой.

Самое страшное, что они никак не отвыкнут от манеры мыслить и действо­вать «по образцу». Тут, конечно, и ЕГЭ сказывается, и общее одебиливание жизни. Но решать-то им задачи придётся весьма нестандартные, более того — совершенно нам неведомые. Посмотрите хоть раздел «Общефилософские и общепсихологические аспекты подготовки психолога, педагога, инженера, менеджера». Какие вызовы бросит нам ХХI век…

Но, коль скоро такое мышление у студентов — это реальность, то извольте, вот вам образец.

При ответе на поставленный вопрос (а это лишь частная тема психологии) следует рассмотреть следующие пункты.

1. Характеристика сотрудника как сангвиника. Какие у него особенности психологии, плюсы и минусы, какой тип отношений с ним оптимален.

2. Какой у вас тип высшей нервной деятельности? Каковы ваши плюсы и минусы, психологические особенности. Для этого надо было пройти тест на практикуме.

3. Как совмещаются эти два типа (сотрудник — сангвиник и Вы — руково­дитель)? Кстати, упомянутые студенты все, как один, оказались холериками и сангвиниками. Они же пиарщики и манагеры. Может этой, присущей сангвини­кам черте — не любить кропотливой работы и не доводить до конца, объясняют­ся столь «блестящие» результаты? Тем более, я впервые видел, чтобы ВСЕ студенты сдали контрольную за десять минут до окончания отведённого вре­ме­ни.

4. Какие могут возникнуть неприемлемые ситуации в вашем общении с сотрудником?

5. Какой оптимальный стиль поведения Вам следует выбрать в отношениях с сот­рудником (причём, учтите — вы не просто коллеги, а «начальник—подчинён­ный»).

Я бы ответил примерно так (конспективно, конечно).

«Мой сотрудник — сангвиник. Такие люди активны, словоохотливы, склонны к лидерству, оптимистичны. Не любят монотонной деятельности. Потому оптимальным стилем отношения к сангвинику является «Доверяй, но проверяй». Они легко приспосабливаются к ситуации, устойчивы и гибки в поведении в изменяющихся условиях. При возможности я бы поручил ему работу, связанню с контактами с людьми, разъездами.

Сам я — меланхолик. (Господа студенты! Заклинаю! Не «передирайте» эту фразу механически. Это я, Сергей Владимирович Новиков — меланхолик, а не вы!). Соответственно, я тревожен, асоциален, обидчив и вдумчив. Интроверт. И чего меня занесло на руководящую работу? Сотрудник-сангвиник, склонный к лидерству, может незаметно «давить» на меня, подавлять своей энергией, скрывая свои недоработки. Следует ограничить личные контакты с ним. Скажем, раз в день, в конце рабочего дня, подводя итоги. Обязательно требовать письменную служебную записку, чтобы не заходил просто так, побыть на глазах. Больше контактов по телефону. В конце концов я — начальник, могу сказать «Делать так» и положить трубку.

По тесту Айзенка меланхолик и сангвиник наиболее психологически совместимы. Но поскольку я обладаю слабым типом нервной системы, быстрой утомляемостью, мне стоит ставить защитный «экран» между собой и сангвиником. Например, поручать контакты с этим сотрудником (особенно конфликтогенные) своему заместителю — «толстокожему» флегматику.

Вот, примерно так. За это я бы поставил «пять». Теперь переведите это всё на себя, дополните и поправьте рукой мастера. Тогда я буду хотя бы считать, что не зря вам читал лекции…