Психолого-этические основы управления
Главное, из чего мы должны исходить: наши люди — другие. Они не хуже не лучше китайцев или американцев. Они — ДРУГИЕ.
Пересказывание западных учебников менеджмента в течение последних 20 лет столкнулось с реальностью жизни. Даже западные авторы пришли к выводу: главный миф науки об управлении в том, что она существует.
Миф: менеджер вдумчиво и методично планирует свою работу.
Факт: менеджеры работают в режиме постоянной гонки. Действия кратковременны, непоследовательны, разнообразны. Вам удалось поработать полчаса не отвлекаясь?
Миф: у эффективного менеджера нет обязанностей, которые надо выполнять регулярно. Им следует разрабатывать планы и делегировать полномочия.
Факт: работа менеджера полна рутины. При неявке на работу хоть одного сотрудника его приходится подменять менеджеру. Великий кардиохирург Амосов сказал: «Если вы составили план и выполнили его на 50% – значит вы хорошо работали».
Миф: менеджеры работают с обобщенной информацией и поставляют ее высшему руководству.
Факт: менеджеры предпочитают устное общение, телефон и личные встречи, а не бумаги. 45% времени уходит на общение с коллегами своего уровня, 45% — с подчиненными, и лишь 10% — уделяет высшему руководству. Примерно треть бумаг, отправляемых «наверх» никто никогда не читает.
Итог: Вы работаете правильно, как все менеджеры в мире.
Исполнительский персонал
- Могут оставить работу на работе.
- «Общинный» характер мотивации, конформизм.
- «Пролетарское» самосознание независимо от должности.
Вывод: Ценности Таллиннской школы менеджеров
(В.К.Тарасов)
- Добро должно быть рентабельным, иначе ему не выдержать конкуренцию со злом.
- Всякое решение, снижающее авторитет руководителя – неверно.
- Идти навстречу неправомерным требованиям нельзя.
Управленческий персонал
- Преобладание ценностей вертикальной карьеры.
- Разные масштабы видения проблем.
- Деятельность в условиях организационно-экономических противоречий.
- Ответственность за решения.
Вывод: Принадлежность к команде важнее квалификации.
Творческий персонал
- Преобладание ценностей горизонтальной карьеры
- Отсутствие жестких критериев оценки труда.
- Неприятие авторитарности и нонконформизм.
- Гибкость, парадоксальность мышления.
Вывод: Относитесь как к большому ребенку. Он, конечно, тоже работает за деньги, но очень ценит нематериальные формы поощрений.
Возрастные особенности персонала
Возраст | 0—15 | 16—19 | 20—29 | 30—39 | 40—49 | 50—60 | от 60 |
Рабочие | 0 | 2 | 3,3 | 3,9 | 3,0 | 2,0 | 1,5 |
ИТР | 0 | 0 | 5 | 6 | 6 | 5 | 4 |
Социальная адаптация принятого сотрудника
Новый человек в коллективе некоторое время «присматривается» к нормам и ценностям, принятым здесь. Оценив их, он выбирает из путей:
- Сознательное принятие.
- Вынужденное принятие.
- Демонстрация антагонизма.
- Свободное отвержение, уход.
Последние два — нам невыгодны. Следовательно нужно сделать следующие шаги.
- Собеседование о ценностях принятых в организации. Здесь нужно опередить «лидеров курилок», которые быстро «научат жить».
- Исчерпывающая информация о работе, о том, какая работа считается эффективной, требования к сотрудникам.
- Представить новичка сотрудникам. Назначить куратора и ему представить последним. Одну фамилию он запомнит с остальными познакомится позднее.
- Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности, рабочему месту и т.д.
- Критический срок — 1 месяц. Хотя бы раз в неделю интересоваться адаптацией новичка.
Еще ценности ТШМ
- Горизонтальная карьера. Она более надежно приводит к вертикальному росту.
- Управлять из любой точки.
- Без жалоб и просьб. Менеджер не просит – он предлагает вариант.
- Приблизься к оленю – и попадешь.
- Покажи врагу дорогу к жизни.
- Не останавливай войска, возвращающиеся домой.
- Прикармливай своих шпионов.
Теория мотивации Герцберга – интересная вещь для осмысления мотивации сотрудников.
Гигиенические факторы
Чтобы сменить работу, человек захочет получить гарантии следующих пунктов:
- Хороший руководитель (или хотя бы подходящий).
- Условия труда.
- Статус, деньги.
- Межличностные отношения.
- Прочность положения.
Обратите внимание — деньги не мотивируют, они лишь обязательный гигиенический фактор. Не родился тот человек, который доволен своей зарплатой.
Мотиваторы
- Выполнение задания.
- Признание успеха.
- Рост ответственности.
- Возможность карьеры.
Отсюда важность моральных стимулов. Мы сами изобрели доску почета и довели ее до абсурда. Японцы и американцы переняли наш опыт, информацию обновляют чаще, чем раз в три месяца.
А для начала приклейте на часы кусочек изоленты. Пусть напоминает, что в течение дня Вы должны восьми сотрудникам сказать одобряющие слова.
Закон Йеркса-Додсона
Нарастание мотивации (деньги, страх наказания) не приводит к линейному росту качества деятельности. Наступает оптимум мотивации, после чего качество ухудшается.
В народе это называется «слишком хорошо – тоже нехорошо».
Аттестация сотрудников
- Сотрудник испытывает страх. Объясните, что это не казнь, это для улучшения работы.
- Напомните требования к должности.
- Делайте упор на положительные моменты. Критика «упаковывается» между двух похвал. Сотрудник не переносит больше двух критических замечаний.
- Критикуйте работу, а не человека.
Закончите аттестацию на положительном моменте. План действий на развитие сотрудника.