14 мая 2010

Психические состояния

Сам термин «психические состояния» в «Психологическом словаре» трактуется, как нечто, отделяющее их от психических процессов. Действительно, как мы можем описать или определить бесконечную гамму оттенков состояний, в которых может находиться наша психика?

Можно лишь провести некоторую классификацию. По времени протекания состояния подразделяются на:

  • Стабильные (оптимизм, тревожность, ипохондрия и т. п.)
  • Периодические (утомление, монотония)
  • Быстропротекающие (испуг, концентрация, встряска и т. п.)

По «знаку» отношения к ним состояния подразделяются на:

  • Стенические («стенос» — сила), то есть положительные, «хорошие» состояния
  • Астенические, то есть «плохие», отрицательные

Балластные — состояния у которых нет «знака», нейтральные. Последних всего два — скука и удивление. Но скука саморегулируется. Если вам скучно, вы включите музыку, телевизор (не дай Бог), будете плевать с балкона на меткость. Удивление тоже не имеет «знака». Представьте, что на лекцию вошёл ваш одногрупник на карачках или на руках. Что случилось — вы не знаете. Или человек заболел и его сейчас увезут — тогда это плохо. Или какой-то праздник, учиться не будем — тогда это хорошо. Но пока мы этого не знаем — мы в «нулевом» состоянии, мы удивлены.

В науке о питании утверждается, что человек в день должен потребить столько-то белков, столько-то жиров и столько-то углеводов. Но основную массу пищи должна составлять клетчатка. Без нее останавливается перистальтика кишечника, происходит самоотравление организма. В древнем Китае была даже такая казнь (они на это дело всегда были большие мастера) — приговорённого к смерти преступника месяц кормили только варёным мясом (белок). Не давали ни хлеба, ни крупы (клетчатка). И он сам умирал через месяц. Какое вам дело до несчастных древнекитайских узников? Дело в том, что переживание состояний происходит в нашей психике неравномерно. Даже на карте мозга разное количество нейронов участвует в переживании тех или иных состояний.

В норме мы должны переживать:

  • стенических — 35%
  • астенических — 5%
  • балластных — 60%

Стенические — это белки, жиры и углеводы нашей психики, астенические — это что-то вроде специй, придающих пище пикантность. Если они в вашей жизни преобладают — это всё равно, что питаться горчицей, заедая её хреном. Без них — пища и жизнь пресна, но нельзя питаться специями. Все мы в детстве, в лагере после отбоя начинали рассказывать друг другу: «В черном-черном городе жила зеленая рука…». Зачем? Это своеобразное «щекотание нервов», тренировка психики к переживанию неизбежных в жизни реальных астенических состояний. Правда сейчас взрослые придумали суррогат таких детских «страшилок» — фильмы ужасов. Для детей — это слишком, достаточно страшных сказок. Но что поделаешь со взрослыми. Ведь это просто очень уставшие дети.

А что касается балластного удивления — это необходимейшая «клетчатка» нашей психики. Необходимо широко открыть глаза и ходить по этому миру, всему удивляясь. В нем столько всего удивительного! Когда вы заменяете мир Интернетом или тщательно формируете установку «мне всё по фигу», «как мало прожито, как много пережито», «я не лох, меня ничем не удивишь» — вы ставите себя в положение того несчастного древнекитайского узника. Хочешь гробить себя — флаг тебе в руки!

Во всяком случае, Платон для того, чтобы жить долго, рекомендовал три вещи:

  • много двигаться;
  • ежедневно вдыхать аромат девственниц (с этим, ароматом прокуренных девственниц в нынешних аудиториях — нет проблем);
  • любоваться красотой мира (то есть — удивляться).

Теперь рассмотрим примеры проявлений и протекания некоторых конкретных психических состояний. Представим такую ось:

При переживании этих состояний интенсивность ритмов мозга максимальна на левой и правой стороне оси, понижается в зонах функциональных дискомфортов, и минимальна в центре, в состоянии «Функциональный комфорт».

Например, перед вами поставлена цель – выкопать канаву длиной пять метров, глубиной полметра. Грунт мягкий, лопата острая, время не ограничено (средств достижения цели достаточно). В конце канавы, на столбике вас ждет гонорар – 50 тысяч рублей (результат очевиден). Копайте час, день или два – вас никто не торопит. Труд – комфортен. А теперь представим, что внесено ограничение по времени – канаву нужно выкопать за два часа. Опоздаете хоть на минуту – гонорар не получите. Дефицит времени смещает ваше нервное напряжение в сторону «функционального дискомфорта -1».

Если мы исключим из формулы функционального комфорта осознание цели илиочевидность результата — деятельность ввергнет человека в состояние монотонии.

Это явление, вызываемое примитивностью и повторяемостью выполняемых действий. Считается, если трудовая операция длится менее 10 секунд и включает три и менее простых движения — человек гарантированно впадает в монотонное состояние. Взгляд стекленеет, движения выполняются автоматически, «роботизировано», может даже повыситься производительность труда. Но одновременно недопустимо нарастает нервное напряжение. В конвейерных заводских цехах не бывает трудовых династий. Текучесть кадров там традиционно велика.

Если отсутствующим слагаемым в формуле функционального комфорта являетсядостаточность средств, человек переходит в «дискомфорт-2», а в пределе — в состояние эмоционального напряжения, переходящее в стресс.

Стресс — слово ныне модное, часто употребляемое ни к селу, ни к городу. По Гансу Селье стресс — это неспецифическая (общая для всех) реакция организма, состоящая из трех этапов:

  1. Напряжение (готовность всех систем организма к бою, спасению, выброс гормонов);
  2. Приспособление (привыкание к травмирующим факторам, переход в новое качество);
  3. Истощение (исчерпание резервов нервной системы, надпочечников).

После чего у человека наступают стрессовые реакции. Они индивидуальны и условно могут быть сведены к трем типам:

  • Соматический (язва желудка, облысение, стенокардия и т. п.);
  • Возбудимый (хаотичные, беспорядочные действия);
  • Тормозной (апатия, прострация, отказ от борьбы).

Вспомните реакции Малыша и Карлсона в мультфильме на одну ситуацию — когда они уронили с потолка люстру. Факторы, вызывающие повышение эмоционального напряжения, называют стрессорами.

Физиологические стрессоры — это неблагоприятные условия внешней среды (температура, вибрации, электромагнитные поля, запылённость и т. п.). Кроме прямого вредного воздействия на организм их влияние имеет эмоциональную окраску (П.П. Симонов называл это «эмоциональным тоном ощущений») и в силу этого оказывает стрессогенное воздействие на нервную систему.

Психологические стрессоры весьма многообразны. Их действие зависит в первую очередь от того, считает ли сам человек внешнее воздействие стрессором или нет. Наиболее типичные можно перечислить:

  • Биологический страх;
  • Повышенная значимость ошибок;
  • Недогрузка информацией;
  • Перегрузка информацией;
  • Дефицит информации;
  • Конфликтные условия труда;
  • Дефицит времени;
  • Повышенная трудность задачи.

Для стабилизации поведения человека в условиях эмоционального напряжения существует три пути:

  1. Профессиональный отбор (заранее, до обучения отбраковать кандидатов, которые в критической ситуации могут проявить неадекватные стрессовые реакции);
  2. Оптимизация условий труда (снижение числа стрессоров);
  3. Воспитание морально-волевых качеств (тренировки).

Ещё одно психическое состояние, которое мы рассмотрим — психологическая готовность к деятельности (ПГД).

ПГД = ОБЩАЯ ГОТОВНОСТЬ + СИТУАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Общая готовность — это знания, умения, навыки и установки на выполнение деятельности. Готовясь к экзамену, студент формирует у себя подобие знаний, умений и навыков, но главное — установку — (я же учил… я же на лекции ходил… до меня же люди сдавали…)

Ситуативная готовность — приспособление психики к действиям в конкретной ситуации (ритуалы). Студент идет на экзамен в особой одежде, ночью выполняет ритуал «шара, ловись», в аудиторию заходит задом и билет берет левой рукой. Это не суеверия, это ритуалы — окончательная стабилизация психики для выполнения серьёзного дела.

Психические состояния человека-оператора

Состояние Осознание цели Достаточность средств Очевидность результатов Межполушарная асимметрия
Функциональный комфорт + + + Левосторонняя
Психическое утомление + + Правосторонняя
Психическая напряжённость + + Левосторонняя повышенная
Отсутствие мотивации + + Левосторонняя сниженная, перемежающаяся с правосторонней
Эмоциональный стресс + Правосторонняя
Монотония + Правосторонняя
Тревожность + Нет данных
Индифферентное состояние Слабовыраженная