21 февраля 2012

Педагогические понятия. Основа практики

В деятельности, называемой «образованием» можно выделить три ипостаси: управление образованием, преподавание и педагогику. Первая из них зачастую имеет тенденцию подменять собой две вторые. Процессы изменений, гордо именуемые «реформами», часто не имеют цели, не учитывают опыт и особенности традиционной и современной отечественной педагогики. Это вызывает у преподавателей иллюзию, что малопонятные слова, сопровождающие «реформы» (гуманизация, гуманитаризация, инновация и прочее) и есть содержание современной педагогики. Между тем в ней есть незыблемые, обоснованные и в то же время требующие осторожных уточнений понятия и термины, методы и технологии, составляющие плоть и кровь педагогики. «Правильно определяйте понятия и вы избавите мир от половины недоразумений» — говорил Рене Декарт. В дальнейшем изложении будут рассмотрены базовые понятия и смыслы педагогики в приложении и инженерной высшей школе.

Высшее образование — образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни, не имеющего полного предписания и осуществляемого на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы.

—Ю.Г. Фокин.

Итак, существенные признаки образования:

  • отобранность содержания;
  • системность усвоения;
  • признание обществом.

Существенные признаки высшего образования:

  • ориентированность на интеллектуальную деятельность;
  • отсутствие полного предписания предстоящей деятельности специалиста;
  • решение задач на научной основе;
  • потенциал самостоятельного усвоения новых сведений профессиональной сферы,
  • потенциал социальной активности;
  • потенциал творческого развития освоенной сферы.

Интересно, как относятся сущностные признаки высшего образования с «борьбой» со списыванием на экзамене, с приматом памяти над мышлением, со стандартными заданиями, выполнение которых проще осуществить «скачиванием» из Интернета. Может быть признак современности педагогики не компьютер, а возврат к реальному пониманию сущностных признаков высшего образования?

Что же меняется в современном высшем образовании (на взгляд автора не всегда целесообразно). Сравните две таблицы: смены парадигм образования (А.М. Новиков) и смены подходов к образованию (Г.У. Матушанской).

Смена парадигм образования
Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Ценности Образование для общественного производства
  • образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры;
  • образование в интересах общества;
  • образование для производства.
Мотивы
  • учение обучающихся как обязанность;
  • деятельность педагога как исполнение профессионального долга
  • заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов;
  • заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними
Нормы
  • ответственность за учение обучающихся несет педагог;
  • авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия
  • обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
  • авторитет педагога создается за счет его личностных качеств
Цели
  • направленность учения на приобретение научных знаний;
  • учение в молодости как «запас на всю жизнь»
  • направленность учения на овладение основами человеческой культуры и в том числе компетенциями;
  • учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса
  • педагог передает знания;
  • педагог над обучающимися
  • педагог создает условия для самостоятельного учения;
  • педагог вместе с обучающимися, партнерство
Формы и методы
  • иерархический и авторитарный методы;
  • стабильная структура учебных дисциплин;
  • стабильные формы организации учебного процесса;
  • акцент на аудиторные занятия под руководством педагога
  • демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
  • динамичная структура учебных дисциплин;
  • динамичные формы организации учебного процесса;
  • акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства основным средством обучения является учебная книга учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка контроль и оценка производится преимущественно педагогом смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
Смена подходов к образованию
(по Г.У. Матушанскому)
Сравнение ЗУН-подход Компетентностный
1. Цели Система ЗУН и опыта творческой деятельности. Научное мировоззрение Система компетенций. Практическая направленность обучения
2. Основания Фундаментальность Прагматичность. Работодатели
3. Принципы
  • активность
  • наглядность
  • системность и последовательность
  • доступность
  • научность
  • прочность
  • связь теории и практики
  • самостоятельность
  • содержание через проблемы
  • целостное включение студентов в учебно-познавательную деятельность
  • открытость и свобода выбора своих действий
  • формирование рефлексивной позиции в себе как субъекту
4. Отбор содержания Многопредметность Междисциплинарность
5. Организация учебного процесса
  • Последовательная
  • Классно-урочная
  • Лекционно-практическая
Модульная
6. Технологичность Методы (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский) Технологии обучения (проектная, кейсовая, презентация идей, использование ролевых моделей)
7. Системы оценки Пятибалльная Рейтинговая
8. Роль педагога Лидер Консультант, помощник
9. Роль студента Объект Субъект
10. Оценка качества ГОС 2-го поколения ИСО 9000, ГОС 3-го поколения
11. Модель подготовки ЗУНовская Компетентностная
12. Ключевые термины ЗУН Компетенции, компетентность

Образование — сфера консервативная. Она сама «отфильтрует», какие изменения оправданы. Не сразу и не торопясь. Но главная опасность традиционна – произносить педагогические (да и другие) термины, не вдумываясь в их смысл. Например, можно всю жизнь заниматься «борьбой за глубокие и прочные знания» и не спросить, что такое «знание». Синоним «Информации»? Отнюдь. Но об этом — ниже.

Не менее таинственно и слово «компетенция».

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке студента, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

—А.В.Хуторской.

Обратим внимание на слово «социальное требование». Кто же представляет этот «социум»? В последнее время можно ожидать «требования» от Работодателя. Остережемся. В любой «бегущей строке» он, работодатель, свое мнение уже высказал: «в/о, п/к, стаж работы».

В/о (высшее образование) — любое, без уточнения вуза. Осталось назвать «это» бакалавром и убедить народ, что это — высшее образование.

Мы, как ни громко это прозвучит, готовим будущих граждан России. И мнение «работодателей», особенно самоназначенных, нас должно интересовать только в техническом смысле.

В Российской прессе нарастал вал публикаций о дефиците в стране квалифицированных кадров. Чаще всего проблему связывают с низким качеством высшего образования (для чего и предлагается его реформировать). А главный «локомотив» идеи реформы — российские корпорации бизнеса.

«С 2006 года Российский союз промышленников и предпринимателей в содружестве с Минобрнауки развернул кампанию по внедрению новых профессиональных стандартов. Как утверждает президент РСПП (и председатель координационного совета бизнес-организаций) А.Шохин, сегодня половина выпускников вузов не имеет профессиональных навыков, отвечающих требованиям работодателей. А поскольку во многих отраслях такие требования примерно одинаковы, РСПП, мол, готов свести их в единую систему профессиональных стандартов. И не только готов, но уже разработал три группы стандартов: стандарты индустрии питания, стандарт управляющего (директора) и стандарты в области интеллектуальных технологий (ИТ).

Казалось бы, замечательно! Но, поскольку профессиональные стандарты — это фактически основные цели, которыми должна руководствоваться система высшего образования при подготовке специалистов, стоит присмотреться к предложениям РСПП внимательнее. Ведь это — «пилотный ориентир» для реформирования всей системы образования, который во многом определит будущее страны.

Презентация новых профстандартов в сфере информационных технологий, разработанных Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при поддержке Мининформсвязи и Минобрнауки, проходила в апреле 2008 года при участии главы Минобрнауки А.Фурсенко. Министр объяснял, что образование у нас плохое, а чтобы понять, какое образование хорошее, надо знать, какие квалификационные требования существуют в реальном бизнесе. И, отталкиваясь от этих требований, менять образовательные стандарты.

Однако с презентацией вышел определенный конфуз. Президиум учебно-методического совета классических университетов по прикладной математике, информатике и информационным технологиям (профессора ведущих университетов по подготовке ИТ, включая МГУ, СПбГУ, ННГУ, КГУ, СГАУ, ТГУ) дал разработке АПКИТ резко критическую оценку. Поскольку сразу выяснилось, что в предлагаемый список «востребованных» профессий в ИТ-отрасли вообще не вошли исследователи, аналитики, системные программисты, разработчики новых технологий. То есть как раз те, кто во всем мире делает эту отрасль основным рычагом инновационной экономики.»

—В. Сорокина

Всемирный конгресс по инженерному образованию в 1992 г. сформулировал следующие требования к выпускнику инженерного вуза:

  • Профессиональная компетентность (сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, определяемые, определяемые образовательным стандартом по направлению или специальности);
  • коммуникативная готовность (владение литературой и деловой письменной и устной речью на родном языке; владение как минимум одним из наиболее распространенных в мире иностранных языков; умение разрабатывать техническую документацию и пользоваться ею, умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения, владение навыками управления профессиональной группой или коллективом);
  • развитая способность к творческим подходам в решении профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации, задачи, а также разрабатывать план действий; готовность к реализации плана и к ответственности за его выполнение;
  • устойчивое, осознанное, позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию;
  • владение методами технико-экономического анализа производства с целью его рационализации, оптимизации и реновации, а также методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;
  • понимание тенденции и основных направлений развития науки и техники.

Система — организованная совокупность элементов, обладающая свойством, которым каждый отдельный элемент не обладает.

Нарисовать схему педагогической системы (ПС) нельзя, как нельзя нарисовать пятое-шестое измерение.

В центре схемы поставим студента, как системообразующее звено. Вокруг – воздействие профессорско-преподавательского состава, администрации и студенческой среды.

Другие компоненты ПС:

  • педагогические цели;
  • участники педагогического процесса;
  • взаимодействие педагогов и студентов;
  • педагогические средства;
  • управление педагогическими процессами.

Основные признаки ПС вуза (И.С.Сергеев):

  1. Система – открытого типа.
  2. Вероятностный характер событий в системе.
  3. Системообразующее звено в ПС — студент.

Закономерности ПС:

  1. Любая ПС имеет предельный потенциал.
  2. Педагогическое воздействие рассеивается в пространстве и времени.
  3. Для перевода ПС в иное состояние требуется время (обычно годы).
  4. Закон психологической массы. Педагогическое воздействие прямо пропорционально психологической массе преподавателя и обратно пропорционально психологической массе студентов.

Педагогическую систему пронизывает учебная информация и воспитательные (или антивоспитательные) воздействия. Нарисовать их тоже нельзя. Они приводят (или должны приводить) к достижению образовательных целей.

Знание — возможность переноса освоенных действий на решение новых задач.

Знания нельзя забыть. Мы знаем как умножать столбиком, как писать «жи-ши». То, что тела разной массы падают на землю одинаково – знание. То, что ученик решил десятки задач на тему формулы свободного падения – информация. Одно с другим может не совпадать.

Умение – использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с целью.

Навык – частичная автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных действий.

Ю.Г.Фокин:

Познание всегда субъективно, именно оно двигает вперед науку как локомотив-поезд, но поэтому же субъективное познание объективно опережает науку, следовательно отвергать новые сведения только потому, что они не научно обоснованы – ненаучно.

Обучение – совместная деятельность или система действий преподавателя и субъекта учения, направленная на усвоение субъектом учения избранных преподавателем элементов объективизированного опыта человечества: учебного материала и объекта изучения.

Воспитание – специальная работа сотрудников образовательного учреждения, направленная на становление у субъектов образования системы убеждений, нравственных норм и других качеств личности, предусмотренных получаемым образованием.

Развитие – количественные и качественные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида, формирование у него новых способностей и психологических структур, позволяющих осуществлять новые для него формы деятельности.

Образование – системный результат усвоения субъектом учения специально отобранного множества элементов объективизированного опыта человечества, необходимый для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемый обществом в качестве определенного уровня развития индивида и его подготовки для деятельности в этой сфере.

Цели обучения (по А. Блуму):

  1. Знать
  2. Понимать
  3. Применять
  4. Анализировать
  5. Синтезировать
  6. Давать оценку

Цели обучения (по Толлингеровой):

  1. Задачи мнемонического воспроизведения (что это? какая из? как называется? дайте определение).
  2. Задачи мыслительных операций с данными (как протекает? каким способом? установите размер).
  3. Задачи сложных мыслительных операций (объясните смысл, раскройте значение, как понимаете, докажите).
  4. Задачи обобщения знаний и сочинения (пресловутые «рефераты» относятся сюда. Не каждому дано с этим справиться. Но разговаривать со студентом – хлопотно. Лучше сделать вид, что «реферат» он сам написал и озаботиться приобретением компьютерной программы «Антиплагиат».
  5. Задачи творческого мышления.

Подсистема «студент»

Вариативные и инвариантные характеристики студента

Студент (еще раз) – системообразующее звено ПС. Чтобы оценить хотя бы примерно его психологию и мотивы надо спросить себя: что происходило в стране, когда им было 13 лет?

Дело в том, что человек развивается семилетними циклами. Каждые семь лет полностью обновляются клетки тела и кардинально меняется психология

7 лет – 14 лет – 21 год -28 лет – 35 лет – 42 года и т.д.

Переход из возраста подростка (до 14 лет) в юношеский – очень критичный. Что было вокруг него в этом возрасте? Самые жуткие студенты «учились» примерно в 1988 году. Дети «перестройки» с оплеванной и разрушенной душой. Сейчас они – агрессивные родители нового поколения.

Инвариантные характеристики меняются очень динамично. Важно отслеживать особенности все новых и новых поколений.

В теории поколений временной промежуток между ними составляет двадцать лет. Ценности поколения (как и индивидуума) формируются окончательно к 13 годам. Каждые 80 лет ценности поколений повторяются. В настоящее время в России живут следующие поколения: родившиеся до 1943 года: видели и вынесли все. Кризис – одна из трудностей. До лучшего – не доживем. Поколение « бэби-бум» (1943 – 1963 годов рождения). Для них – рухнула команда, система. Надо ее или восстановить, или «починить». Но – в команде. Поколение « икс» (1963 – 1983). «Профессионалы». Кризис – это личный вызов и оскорбление их личности. Семья – предел общественной ценности. Нынешние студенты – поколение «игрек». Формировались при «стабильности» и ценах на нефть. Своим горбом ничего не добивались. Кризис – удивление, почему родители дают мало денег? Дети, родившиеся после 2000 года – будущее поколение «зэт». В силу закономерности в них проявятся ценности их предков – комсомольцев тридцатых. В новых условиях, разумеется.

Типажи студентов (Н.Бордовская, А.Реан):

  1. Ориентированные овладеть системой знаний, профессиональными ЗУН.
  2. Стремящиеся получить отличные оценки по всем предметам. Знания поверхностные. «Ботаники».
  3. Ярко выраженный профессиональный интерес. Избирательное отношение к предметам («полезные» и «бесполезные»).
  4. Интерес к предметам со случайной точки зрения (лектор «прикольный», расписание удобное). Профессиональные интересы не укрепились.
  5. Остальные.

Добавим, что если предложить нынешним студентам оценить «плюсы» и «минусы» своего поколения – это вызовет у них сильное недоумение: а разве есть «плюсы»? Попробуем их сформировать. Но надо помнить, что часто достоинства – продолжения наших недостатков. И это мы можем наблюдать у молодежи. Что же у них есть, чего у нас не было?

«Плюсы» «Минусы»
Практичность Отрицание всего нематериального
Раскованность Невоспитанность
Невнушаемость Пренебрежение опытом поколений, историей
Признание ценности Формальное отношение к учебе, интернет-рефераты
Информированность Жуткая необразованность
Реалистичность Дезориентированность в жизни
Владение компьютером «Клиповое» сознание, «плоскостное» восприятие времени и пространства
Они уже меньше курят, пьют, не жуют жвачки Задержка развития мозга из-за плохой экологии. Визуально – второкурсник, а внутри – семиклассник. Отсюда мат и прочее.

Еще раз отметим, что вариативные характеристики имеют свойство быстро меняться. Современный студент внутри нормален. Сверху обмазан слоем цинизма и «крутости». А это посыпано «сахарной пудрой» — как «правильно» ответить родителям и педагогам.

Обращаться нужно к «внутреннему содержанию», а не к «сахарной пудре». Этот процесс называется интериоризация.

Инвариантные характеристики студента

(А.Мелицинек)

Преподаватель, которому 35 лет, привыкший говорить в определенном темпе, может быть просто не воспринимаем младшекурсниками.

Основные препятствия к усвоению учебного материала студентами:

  1. Отсутствие наглядности.
  2. Нарушение принципа постепенности.
  3. Непонятное или неправильно понятое слово.

Психолог Эббингауз, изучая процессы забывания, установил, что абсолютно запоминаются базовые истины (смотря как их подать), хуже запоминается стихотворный текст, еще больше теряется информация прозаического текста и лавинообразно, до 20 процентов от полученной информации в первые часы падает запоминание бессмысленного текста.

Зачастую проблема в том, что текст лекции для студента и есть бессмысленный текст (в сессию разберусь). См. также выше препятствия на пути усвоения учебного материала.

Промежуточный контроль (неоднократно, в течение семестра) по пройденному материалу, например небольшая письменная работа на общий для аудитории вопрос. Будут списывать с конспекта и друг у друга. Но будут повторять, а некоторые – и понимать.

Подсчитано, что если некий замысел изложения вами материала принять за 100 процентов, то:

90% удастся выразить словами;
80% может быть озвучено;
70% будет услышано;
60% будет понято;
45% будет принято;
. 25% перейдет в память.

Приемы улучшения запоминания

1. Запоминание в действии. В теории рекламы подсчитано, что повторение 12 раз текста до 1000 знаков приводит к его запоминанию, даже если человек не желает запомнить.

2. Мнемические («мнемос» — память) приемы:

  • установление аналогий со знакомой информацией («каждый охотник желает знать…»;
  • запоминание «крайних точек». Остальное можно вычислить;
  • использование ведущего вида памяти
    а) визуальная;
    б) аудиальная;
    в) моторная;

Лучше сочетать, тем более помня, что в современном мире нарастает число т.н. «дигиталов» — продуктов телевизора и компьютера.

3. Запоминание в действии.

Человек запоминает 10% того, что слышит, 40% того, что видит и 90% того, что делает. А вообще – мышление важнее памяти. Стыдно не знать этого в XXI веке.

4. Закон Зейгарник.

Человек лучше запоминает осмысленную и эмоционально-положительную информацию.

«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

—Ф.Ларошфуко.

5. Вести записи

  • моторный канал – дополнительные возможности памяти;
  • нужно записывать мелочи (типа плана дня), чтобы не держать их в перегруженной голове.

Подсистема «Преподаватель»

Вообще, люди, стоящие за вузовской кафедрой, делятся на три категории: преподы – преподаватели – педагоги.

«Преподы» делятся на три группы:

  • «преподы-ученые» — они состоялись в своей науке, имеют в ней достижения, но студенты им просто мешают и отвлекают от важных дел;
  • «преподы-бизнесмены» — студенты знают таксу, сколько стоит их зачет или экзамен;
  • «преподы-бюджетники» — самая несчастная категория. Зачем мучают себя и студентов – неизвестно.

«Преподаватели» (их абсолютное большинство) формируют функциональный продукт деятельности (ФПД), т.е. грамотно ведут занятия, семинары, обучают, принимают экзамены. Закрыв дверь аудитории, превращаются в мужчин и женщин, возвращающихся с работы домой.

«Педагоги» (заметьте, до революции и в сталинские времена институты назывались более правильно – «учительские», а не «педагогические». Педагог формирует психологический продукт деятельности (ППД) в виде новообразований в психике студента (не путать с новой информацией, вылетающей мимо).

Педагог любую ситуацию использует для поднятия ученика на новую высоту.

Теперь вернемся к «преподам». От обратного, чего у вас быть не должно, сформулируем признаки преподавателя-неудачника.

Преподаватель-неудачник

  1. Недовольство собой, дисгармония, неуверенность.
  2. Незнание себя, неверие в свои силы.
  3. Недоверие к миру.
  4. Болезненное отношение к неудачам, неприятие критики, нет чувства юмора.
  5. Жизненная пассивность, позиция «не высовывайся».
  6. Сосредоточенность на своих переживаниях и проблемах, восприятие себя как неудачника.
  7. Приземленность идеалов, отсутствие крупных целей.
  8. Забитость чувств, неумение получать удовольствие от жизни.

В высшей школе экономики опубликовали результаты: 47 процентов первокурсников и 52 процента четверокурсников скачивают содержание рефератов и курсовых из «Интернет», а 3-7 процента вообще покупают готовые работы.

Возмущение, что систему «Антиплагиат» внедрили только 14 вузов из трех тысяч. Эй, «педагоги»! А вы не пробовали вылезть из Интернета и попробовать побеседовать со студентом? Или сформулировать задание так, чтобы его нельзя было «скачать»? Хлопотно? Или не умеете? Так чего же вы торчите в вузе? В отделах продаж вы бы смотрелись более гармонично…

Спросите в любом педагогическом собрании о плюсах и минусах преподавательской профессии. После гомерического хохота будут названы минусы – зарплата и нервная работа.

О зарплате. Представим, что в образовании установили зарплату начинающего учителя в 100 тысяч рублей. Дальше – больше.

Что будет? А через полгода нас всех не будет в школах и вузах. По закону Йеркса-Додсона – перемотивация ухудшает деятельность. Недомотивация – тоже. Но при перемотивации через полгода наши места займут любовницы глав администраций, племянницы прокуроров, а места физруков — «пацаны» с зоны с «педстажем» восемь лет строгого режима. Вы хотите убить наше образование?

Нервной свою работу делает только бездарь, попавшая не на свое место. Для нее вершина педагогики – «не дать списать» студенту.

А плюсы…

1. Отпуск всегда летом, всегда два месяца.

2. Свободный график и возможность компенсировать вышеуказанное неудобство с зарплатой.

Один учитель черчения написал в газету: «Я за свою зарплату даю два урока в неделю в одиннадцатом классе и один — в десятом. А в остальное время за хорошие деньги черчу проекты студентам-двоечникам».

Знаю одного аспиранта русской филологии. По нынешним «понятиям» — обречен на голодную смерть. Отбивается от школьников, желающих репетироваться к ЕГЭ и по бартеру работает со студентами юрфака. Тех без идеального знания русского языка не берут в прокуратуру.

3. Реализация чувства власти. Я не о патологии типа Ельцина. Я о том же, что и Черчилль: «Ни один премьер-министр не может и мечтать о той власти, которую имеет школьный учитель». Власть «просвещенного монарха», заботливо опекающего своих «подданных», вот что такое власть учителя. Отсюда и здоровый цвет лица.

4. Энергия. Мы много часов в день проводим в обществе молодых организмов. Отдаем свою энергию, но еще больше получаем. Словно белые вампиры. Когда эта «обратная связь» порвалась или ее никогда не было – наступает эмоциональное выгорание, появляется «злая училка». А в нашей стране всякий труд почетен. Только вот в «офисе» и «отделе продаж» нет того неисчерпаемого океана энергии молодых организмов.

5. Два раза в год ваш автограф в зачетке котируется на уровне «звезды» из «дома-2», не меньше.

6. Хороший учитель после смерти попадает в рай, ибо в аду он уже был.

Тогда рассмотрим ступени становления педагога по И.С.Сергееву.

Описание каждой ступени включает в себя:

  1. С чем или кем взаимодействует «Я» педагога.
  2. Ведущая деятельность.
  3. Какое профессионально-психологическое качество формируется на этой ступени.
  4. Какой отрицательный и положительный выбор педагог может сделать.

Предварительная ступень

Протяженность – первый учебный год. Вспомните свой первый день преподавателем. Ничего не умею, вместо лиц – белые пятна, копирую манеры своих учителей. Не хватает конспекта заполнить время занятия.

  1. Взаимодействие: «Я» и «Я» (пока не до студентов).
  2. Ведущая деятельность – самопознание.
  3. Зарождается рефлексия. Не «что» я делаю, а «как» я делаю. Почему не получается. Чем больше неудач – тем лучше.
  4. Отрицательный выбор – приспособиться. Положительный – развиваться.

Первая ступень

Протяженность – 1-2 года.

  1. Взаимодействие: Я и студенты.
  2. Ведущая деятельность – педагогическое общение.
  3. Формируется педагогическая эмпатия – чувствование людей и аудитории «как себя».
  4. Отрицательный выбор – остаться в плену педагогических мифов.

Мифов – миллион: математика – царица всех наук, студенты пишут рефераты, учитель всегда все знает, я борюсь за глубокие и прочные знания и т.д.

Положительный выбор – нарабатывать профессиональные стереотипы.

Вторая ступень

Протяженность — 5-10 лет.

  1. Взаимодействие: Я, студенты и предмет, который я преподаю. Наконец дошло до главной мысли: только я в этом мире знаю, как преподавать мою науку.
  2. Ведущая деятельность – преподавание.
  3. Формируется преподавательская экспрессия. Это чисто индивидуальное качество. Не обязательно крики, шум и активность. Это магическое воздействие на аудиторию. Это то, о чем студенты потом легенды рассказывают. Если не рассказывают – жизнь не удалась.
  4. Отрицательный выбор – (вчерашний положительный) – остаться в плену стереотипов. Положительный выбор – нарабатывать творческий авторитет.

Третья ступень

За прошедшие 10-15 лет вы уже можете занять административный пост. Но и без этого – вы не просто преподаете, вы управляете процессом воспитания будущих граждан России.

  1. Взаимодействие: Я и ВУЗ.
  2. Ведущая деятельность – менеджмент.
  3. Формируются организаторские способности.
  4. Отрицательный выбор – работать на свой авторитет.

Вступить, например, в Академию водопроводного хозяйства или на защите диссертации тщательно проверять наличие своих трудов в списке литературы. И добиваться этого. Положительный выбор – стать обладателем житейской мудрости.

Четвертая ступень

  1. Взаимодействие – Я и Бытие.
  2. Ведущая деятельность – Созидание смысла.

Выбора здесь уже нет. Здесь приходит понимание, что нельзя не просто требовать, но и ждать благодарности от учеников. Возблагодарят нас Там…

Для сравнения – цитата из опроса студентов на тему – привести пример хорошего и плохого преподавателя:

«Доцент Х. – неплохой человек, добродушный, местами даже остроумный, но чрезмерно общительный. Любит навязывать свое мнение, изливает на собеседника поток информации, ничуть не заботясь о том, как она воспринимается, запросто перепрыгивает с одного на другое. От такого общения через минуту хочется спрятаться. Было трудно слушать его лекции, т.к. они состояли из минимума знаний и максимума баек. Приходилось все прорабатывать самостоятельно.

Было интересно только на первой лекции, когда он вместо названной темы рассказывал о связи с характером человека, потом его истории уже достали.

Я решил, что предмет «шаровой» и перестал ходить на лекции. А на экзамене он спрашивал все «по полной», вся группа завалилась. На «лабах» запросто мог уйти, на вопросы ответы ждали долго. Зато принимал лабы очень строго.»

Вот так выглядит профнепригодный «препод», имеющий труды, изобретения и большой научный потенциал.

На стыке подсистем «Студент» и «Преподаватель» возникают педагогические проблемы высшего образования.

Педагогические проблемы высшего образования

(по Громковой М.Т.)

  • В настоящее время профессорско-преподавательский корпус высшей школы располагает огромным интеллектуальным потенциалом в сочетании с интуитивной педагогической квалификацией, которая чаще всего воспринимается как умение строить тезисы и воспроизводить их.
  • При слаборазвитых познавательных потребностях преподносится незапрошенная информация.
  • Внимание преподавателей и организаторов процесса обучения направлено в большей степени на его содержание, повышение и расширение его норм, без должного учета потребностей и способностей.
  • Господствует иллюзия воздействия через текст, а не активное действие.
  • По критериям педагогичности учебный процесс зачастую является не педагогическим процессом, а некоторым взаимным присутствием студента и преподавателя в едином времени и пространстве.
  • Учебный процесс чрезмерно заформализован.
  • Не обеспечивается целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения, развития.
  • Недостаточность педагогической квалификации не позволяет преодолеть репродуктивные методы, не обеспечивается различие между просветительской деятельностью и педагогической.
  • Атмосфера высшей школы пропитана иллюзорностью, что идет процесс массового формирования специалистов с высшим образованием, тогда как идет процесс массового формирования специалистов, не имеющих грамотно мыслить, грамотно говорить, грамотно действовать.
  • Организационные формы и методы обучения в учебном процессе упреждают появление познавательных потребностей.
  • Работникам умственного труда (коих готовит высшая школа) приходится непрерывно пребывать в проблемных ситуациях. Учебный процесс высшей школы не упражняет в проблемном мышлении, в недостаточной степени формирует культуру и технику мыследеятельности.
  • Личность формируется в способе деятельности, который в современной высшей школе не назовешь активным.

Анализ проблем высшей школы можно продолжать и дальше. Мы выделили только те, которые разрешимы путем формирования педагогической квалификации преподавателей.