2 марта 2011

Кадры решают: всё!

Есть у меня одногруппник по КАИ — Вася Перевозчиков — завлабораторией в Федеральном ядерном центре в Сарове. Как-то, ещё в прошлом веке, спро­сил его — берут ли они каистов на работу. Ответил, что в прошлом году взял двоих и сдуру заключил контракт с каждым на пять лет. Теперь на одного не нарадуется, а второго не может уволить.

В чём причина? Он совершенно не умеет работать с людьми. Не в смысле «руководить», а в смысле — «взаимодействовать». Ему лишь бы — личностью в компьютер — и отстаньте. А у них — коллективная работа, требующая сов­местных усилий. И без этого — весь его «красный диплом» не имеет никакой ценности. Товарищу Сталину часто приписывают то, чего он не говорил, и выда­ют за факты обычные исторические анекдоты. Вот и знаменитая фраза в подлин­нике звучала так: «Кадры, овладевшие техникой, решают всё».

Упомянутый молодой человек «техникой овладел», к чему его и призывал лучший блогер страны. Но, оказывается, этого условия, равно как и молодости, как считает лучший блогер, маловато. Нужно иметь опыт — дело наживное. Но «наживается» он во взаимодействии с людьми и в решении серьёзных задач, а не в «обзвоне клиентов». Сегодня это качество называют модным термином — «коммуникативная компетентность». И овладеть им невозможно, если только слушать лекции, аккуратно сдавать экзамены и «виснуть» в Интернете. Чтобы научиться плавать — надо броситься в воду. Надо окунуться в общественную деятельность, где можно на практике освоить нужные умения и навыки. Меж тем у нас такой деятельностью занимаются 2—3% студентов, а в Соединённых Штатах — около 80%, в той или иной форме. Когда колокола Свято-Данилова монастыря, находившиеся в Гарварде, меняли на копии, чтобы вернуть подлин­ники на Родину, выяснилось, что в университете есть кружок изучения коло­коль­ного звона. Два мальчика и две девочки. Они берут ключ от колокольни — и поднимаются изучать. Можно предположить пошлую мысль, что они там ещё кое-чем занимаются, но главное — что они — «кружок», общественное объеди­нение. А там есть и объединения посерьёзнее, где будущие сенаторы получают первые политические навыки. У нас это отчасти компенсируется групповой фор­мой обучения. В группе студент проходит механизмы социализации. Но «иные» не дремлют. И вот на недавней аспирантской конференции в докладе прозвуча­ла мысль, что в КАИ встречаются группы, в которых аж на пятом курсе студен­ты не всех знают по именам. Жалко их, неконкурентоспособными вырастут. Хотя, строго говоря, человек должен не «конкурировать», а «сотрудничать». И это — трудно, и этому нужно учиться. Посмотрите хотя бы, как непросто это происходит в великолепной Японии.

Впрочем, и в Америке не всё «мёдом намазано». Если идти по пути наших «реформаторов» и ставить на ключевые посты некомпетентных, беспомощных, но «друзей по университету», даже гордость Америки — космическое агентство НАСА может деградировать. Но они хотя бы свои ошибки совершают честно. У нас же дела усугубляются тем, что управленческое и политическое скотство стало массовым и заведомо нацелено на распилы и откаты. Эти слова уже мож­но писать без кавычек — они стали экономическими терминами.

Посмотрите сами — «из первых рук». Чтобы знать, что вам придётся восста­нав­ливать, когда мы избавим Россию от вороватых и бесноватых. И это тоже — без кавычек.