Инженерно-психологический анализ социотехнических систем на базе принципов инженерной психологии и системного подхода
(материалы к семинарским занятиям по курсу «инженерная психология»)
Современный мир — это сложнейшая и противоречивая совокупность социотехнических систем. Холодная и малопонятная техника и гуманистично-отстранённая психология давно проникли друг в друга. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни происходит плавно и исторически неторопливо (линейный слабо нарастающий график). А эти самые изменения (технократичесие, политические и экономические) также плавно нарастая в девятнадцатом веке, ускорились в двадцатом — и бурно пошли вверх по экспоненте в двадцать первом. Есть мнение, что пересечение этих графиков (бифуркация) произошло в 2005 году. В точности даты можно сомневаться, но то,что произошла эта бифуркация — несомненно. Прогресс техники вышел из-под контроля человеческой психики. Она перестала справляться с изменениями. В народе это проявляется в виде жалоб на «бешеный» ритм, пробки на дорогах, в виде интернет-зависимости и телевизионного террора и многих других неприятностей.
Что же будет дальше? — задают вопросы психологам. А психологи ищут ответы на эти вопросы на путях системного подхода. Человека и технику надо рассматривать как единую социотехническую систему, в которой не всегда правильно проработаны цели, не учтена психология пользователей, нарушены принципы инженерной психологии. Давайте напомним их себе:
Принцип активного пользователя
Активность — суть человеческой природы. В процессе деятельности человек имеет в виду конечную цель (не всегда отчётливо). Он не придаток, а активный элемент системы «человек—машина». Если на остановке есть табло с указанием, когда придёт нужный автобус, пассажир становится не перевозимым грузом, а активным пользователем, принимающим решения.
Принцип гуманизации труда
Ведущая, творческая роль человека в социотехнических системах. Техника должна проектироваться с учётом требований человека.
Принцип проектирования деятельности
Проектирование деятельности выступает как основа решения всех задач построения социотехнических систем. Элементы этих систем не самодостаточны, а формируются с учетом проектирования деятельности.
Принцип последовательности
Инженерно-психологические требования предъявляются не одноразово, а на всех этапах формирования социотехнических систем — проектирование, производство, эксплуатация, обучение, тренировка, организация труда.
Появление в Казани китайских «Красных драконов» улучшило перевозку пассажиров, но немедленно обнаружило проблему нехватки квалифицированных водителей, вежливых кондукторов, неприспособленность привычных остановок, а суровая зима 2010 — ещё и неприспособленность «Драконов» к нашему климату. Впрочем, люди всегда будут недовольны.
Принцип комплексности
Означает необходимость развития междисциплинарных связей инженерной психологии с другими науками о человеке, обществе, природе и технике.
Основа для практической реализации принципов — системный подход
Анализируя или проектируя социотехническую систему, мы должны определить её ЦЕЛЬ, ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ её функционирования, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ и определить СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ), помня что материальных — нет или они очень ограничены, а личностные средства (человеческие возможности, коммуникации, знания и умения, энергия) — неисчерпаемы.
Для понимания ЦЕЛИ мы должны усвоить главный её признак: ЦЕЛЬ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель жизни — за пределами жизни. ТАМ НАС СПРОСЯТ, НЕ СКОЛЬКО ТЫ «ВЗЯЛ» ИНОМАРОК, А СПРОСЯТ — СКОЛЬКО МАТЕРИАЛЬНОГО ИЛИ ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА СМОГ ОЧИСТИТЬ ВОКРУГ СЕБЯ НА ЭТОЙ ДОВОЛЬНО НЕБЛАГОУСТРОЕННОЙ ПЛАНЕТЕ. Цель обучения в школе — суметь вдохновенно врать своим будущим детям, что учиться надо хорошо, как папа и мама, только вот аттестат потерялся, а то бы мы показали… Но как вы сможете убедить ребёнка, если ничего не знаете из школьной программы?
Цель городского транспорта как социотехнической системы — не перевезти определенное количество тел на заданное расстояние в минимальное время (это как раз один из ожидаемых РЕЗУЛЬТАТОВ), а ФОРМИРОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ГОРОДЕ.
Подсчитано, что человек сохраняет настрой, мотивацию и желание работать утром, если дорога на работу не заняла у него более СОРОКА ПЯТИ МИНУТ. В современной Москве (что в метро, что на авто) этот процесс занимает у многих более двух часов. Москвичи больны транспортной усталостью. Казанцы — меньше, но тоже на «верном» пути. Если человек на остановочном табло видит, что его автобус будет только через пятнадцать минут, то он сможет перекурить, зайти в магазин, предупредить по телефону о задержке, просто пойти пешком, наконец. И попасть на работу не издёрганным неизвестностью, а адекватным творцом прогресса и гармонии.
ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Можно не умозрительно и не только по Интернету. Наблюдение, опрос, эксперимент, самонаблюдение – все это инструменты психолога. Дерзайте.
Можно даже придти к выводу, что проблема решается не увеличением числа автобусов или расширением улиц. В старинных городах типа Москвы или Казани, которые сформировались в нынешнем виде в 18—19 веке проблема пробок НЕРАЗРЕШИМА В ПРИНЦИПЕ. Даже мэр Чикаго сказал, что для борьбы с пробками есть только один способ — уговаривать людей ездить на метро. Но это американца можно уговорить, или практичного японца, который давно понял, что на электричке он доедет быстрее, чем на двух своих автомобилях, а наш человек ещё не наигрался «в машинки», ему пока «понты» дороже потраченного времени и бензина.
Возможно, что вы придёте к выводу, что разгрузить транспорт можно двумя «бесплатными» способами. Например, начинать первую пару в вузах в десять утра, чтобы успела схлынуть «волна» людей, спешащих на работу. Заодно повысится посещаемость лекций. Или собрать сведения, что ежеутренне огромное количество тётенек едет через Казанку в центр работать бухгалтерами, а навстречу им — такое же количество работать бухгалтерами в Заречье. И предложить им поменяться — не всё ли равно, где чай пить. Сегодня это возможно. Большой Брат всё знает. Он даже знает, кто не ходил на выборы и, хотя в списке избирателей не указано место работы — сообщает на работу начальству, чтобы повлияло.
ЗАВЕРШИТЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ВЫВОДОМ О ТОМ, КАК ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ, ИЛИ КАК БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ «С НУЛЯ», КАКИЕ СРЕДСТВА ПРИМЕНИЛИ БЫ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.КАК ЭТА СИСТЕМА БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ В БУДУЩЕМ. ЕЩЕ РАЗ ПРИЗЫВАЮ – МЫСЛИТЕ СИСТЕМНО.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ НА ПРИМЕРЕ (ТОЛЬКО НА ПРИМЕРЕ, К ТОМУ ЖЕ ФРАГМЕНТАРНО РАССМОТРЕННОМ) ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА, ОБОЗНАЧИЛИ СХЕМУ ВАШЕГО ДОКЛАДА НА СЕМИНАРЕ.
НАПОМИНАЮ: УЧАСТНИКИ КОНКУРСА «Чтецов Интернета» С ТРИБУНЫ С ПОЗОРОМ ИЗГОНЯЮТСЯ.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, ССЫЛКИ НА ПУБЛИКАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ИНТЕРНЕТЕ – НОРМАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ АППАРАТ. НО ТОЛЬКО КАК ОПОРА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ МЫСЛЕЙ И АНАЛИЗА.
Итак, помимо социотехнической системы «ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ» к рассмотрению и анализу предлагаются:
АВТОМОБИЛЬ (отдельно взятый со своим хозяином)
ТОРГОВЫЕ СЕТИ (СИСТЕМЫ)
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА В ДОМЕ
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СИСТЕМА
ИНТЕРНЕТ
ГЛОНАСС
МЕЖДУГОРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ЭНЕРГОСИСТЕМЫ (ОТОПЛЕНИЕ)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
ТРУБОПРОВОДНЫЕ СЕТИ (ГАЗО- И НЕФТЕПРОВОДЫ)
ТРЕХМЕРНОЕ КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ («АВАТАР» ЖЖОТ)
КОМПЬЮТЕР И ЕГО ХОЗЯИН
ПОЛИГРАФ (ДЕТЕКТОР ЛЖИ)
СЛУЖБА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ