И вы ещё ЕГЭ ругаете?
Господину Фурсенко — аплодисменты. Средняя школа почти добита. Осталось господину Ливанову добить высшую. А на очереди уже — детские сады с индивидуальными подходами и реформа педагогического образования, сводящая подготовку учителя на уровень техникума. Мы можем пока ещё не то что бы саботировать, но искать даже в абсурде намёки на рациональное зерно, и постараться его реализовать. Хотя это ОЧЕНЬ трудно, да и наше поколение потихоньку уходит из педагогики.
А «процессы-то идут». Предлагаю прочитать интереснейший анализ школы как социотехнической системы, проведённый студентом КАИ Алексеем Логиновым при участии Даи Бекировой (в тексте проходит под ником «моя девушка»). Особенно обратите внимание на осторожно-оптимистический вывод в заключении работы. Жизнь-то действительно меняется, и нам надо меняться, чтобы хоть как-то удерживать разрушаемое фурсенками и ливановыми (они — просто символы, а имя разрушителям — легион) до лучших времён. А они придут. Вернее, мы их приблизим. Из последних сил, но приблизим…
Откровенно говоря, я полагаю, что школу как социотехническую систему можно рассматривать с совсем недавних пор. Может, именно поэтому о ней стоит поговорить. Как известно социальная cистема складывается из следующих составляющих — подсистема персонала, в данном случае педагогический состав, да и весь школьный штат; внешней среды, взаимодействующей с организацией — это сами ученики и их родители; организационный дизайн — это сама организация труда, то есть раздельные кабинеты, расписание всего, вплоть до школьной формы. Но чтобы назвать школу полноправной социальной системой нужно добавить ещё один определяющий пункт. А именно техническую подсистему. Проще говоря, саму технику. Как ни странно, в школах, то есть в образовательном учреждении, активное пользование техникой началось совсем недавно (2006 год). Если не считать компьютерные классы для информатики, посещение которых было чуть ли не событием и старых кинопроекторов на уроках биологии. По большей части школа состояла из бумаг, бумаг и ещё раз бумаг. Поэтому, если школа хоть и считалась социотехнической системой, то, по мне, больше формально. Речь в основном пойдёт о компьютерах, потому что в школах, к сожалению, помимо них из техники присутствуют только музыкальный центр и стационарный телефон.
За последние годы, в связи с новыми реформами и идеологией в стране, школы начали активно навёрстывать и набирать «компьютерные» обороты. Сам я застал только самое начало. А именно вышеупомянутые компьютерные классы, сайты по ЕГЭ и скачанные из интернета рефераты. Сейчас, наблюдая за сёстрами, имею возможность быть свидетелем этого прогресса. Главное нововведение — это электронные журналы и дневники. Специально для этого новшества в каждый кабинет были установлены компьютеры, чтобы учитель всегда имел доступ к «документам». Так же сёстры часто подходят ко мне с просьбой что-то найти и скачать в интернете. Я же по своей, как получается уже старой, пятилетней давности, закалке, когда в школе не одобряли злоупотребление интернетом в учебных целях, и книги с библиотеками были в большем почёте, по началу наивно предлагал им обратиться к своим учебникам и книгам для поиска информации. На что услышал ответ, что формулировка задания из уст учителя звучала как «найти в интернете и Википедии биографию и достижения такого-то человека и распечатать». А учителю по истории, к примеру, понравилось задавать им делать презентации в Movie Maker и Power Point. И это лишь то, что я вспомнил навскидку. Всё это, конечно, замечательно: меньше писанины, больше возможностей, огромное пространство для творчества. Даже креатива, как сейчас модно говорить. Но палка о двух концах. Откровенно признаться, у моих девчонок компьютеры-то появились недавно. У некоторых компьютера нет и по сей день. Ни у кого не возникает вопросов как выкручиваться этим детям?
Конечно, это, ни в коем случае, не значит, что осовременивание школ плохая затея. Замысел очень хороший. Только дело в том, что у нас, как обычно, большая пропасть между замыслом и его реализацией. Моя девушка рассказывала, что в её школе пожилая учительница тот самый недавно поставленный компьютер для электронного журнала вырубала с розетки. Конечно, не потому, что хотела сжечь его. Просто она даже не умела его выключать, да и просто не понимала для чего это нужно. Напомнило ту глупую историю, когда Петр 1 завез в Россию картошку, но не объяснил народу как её правильно есть. Кода люди объелись зелёных ягод с кустов и отравились, то просто отказались от картофеля. Хотя нынешний рацион россиянина без картошки представить невозможно. Так и здесь. Дали новую вещь, хорошую, удобную, только что это такое и как пользоваться толком не объяснили. Только если при Петре мужик мог просто не есть картошку, если не хотел, то у учителя в школе нет выбора, работа такая.
То же самое касается и учеников. Вышеупомянутый пример, когда историк задаёт сделать презентацию в компьютерной программе. Креатив хлещет, бесспорно. И ему абсолютно безразлично есть ли у человека возможности для этого, да и кто, в конце концов, должен обучить 12-летнего ребенка работать в программе. Ученик, готовя домашнее задание, вместо того чтобы познавать саму историю, тратит свои силы на изучение программы. Это ли не ущерб в образовании? Но если в этом случае это лишь прихоть учителя, который не придерживается своей программы, то как быть с случаем, когда старшеклассникам дали задание пройти он-лайн пробные тесты ЕГЭ? Дома! Одна наша знакомая одалживала у нас ноутбук с интернет-модемом. А куда денешься?
Моя девушка так же успела поработать секретарём в музыкальной школе и школе рока. Застала все эти реформы для секретарей. Будучи достаточно уверенным домашним компьютерным пользователем, она была на грани сумасшествия. Не сколько от сложности, а от бестолковости. Получив задание сверху сделать реестр, их бесконечно собирали на городские совещания, где их якобы обучали это делать. Два программиста, создавшие эту таблицу, которые даже рядом не в курсе специфики делопроизводства, и больше двадцати тёток, которые даже не знают как добавить новую строку в Excel. Моя же девушка, зная Excel, не понимала что от неё требуется, так как вместе с электронным файлом не было никаких объяснений что вообще туда нужно вбивать и в каком порядке. Было ощущение, что министерство само не понимало что с этим делать.
Поэтому эта сфера просто тонет в куче проблем. Техническая подсистема есть, персонал есть, а вот организационным дизайном и не пахло. Да что там, люди просто не готовы к таким резким изменениям. Всё делается спешно и очень грубо. Проводящиеся обучения и повышения квалификации формальны, опять же для галочки. Для галочки можно поставить компьютер, провести интернет. Но если вы хотите, чтобы это, действительно, работало и приносило пользу, то готовиться надо по-настоящему. Человек — существо разумное. Поэтому, в первую очередь, он должен понимать для чего это всё ему нужно. Дать попробовать убедиться в этом, а не просто принуждать . Вспомните, как работают продавцы различных товаров. Чтобы вы купили вещь, то есть приняли её, вам в первую очередь объясняют что это такое и для чего это нужно. Показывают на примере, дают попробовать. И какой бы странной или сложно не казалась вещь первоначально, если она действительно сделана от ума, человек к ней привыкает. Он прилагает усилия, приучает себя к ней. Взять за пример те же мобильные телефоны. Та же пожилая учительница, которая выдергивает из сети компьютер, с радостью пользуется мобильником, не менее инновационным предметом. Ей наверняка пришлось посидеть над ним, привыкнуть к кнопкам. Но она оценила ожидаемый ею положительный результат, поэтому поставила цель и освоила телефон. Свойство у человека такое, осваивать всё в той мере, ровно на сколько это ему понадобится.
А чтобы задача для людей была понятна, и новшества доставляли комфорт, перед тем как закидать бедных учителей и детей железом и цифрами, нужно проанализировать все тонкости учебного процесса и устройства организации и составить чёткую максимально упрощённую программу внедрения технологий в сложившийся уклад. Да и начинать нужно с того, чтобы программной стороной занимались люди компетентные в сфере образования и делопроизводства. Для этого нужны особенные специалисты, а не просто сисадмины с соседнего офиса.
Опять же нет новой чёткой программы обучения. Есть только «приказ о компьютеризации». Полный картбланш для самодурства учителей. Сделать презентацию по истории, составить перечень не помню чего из черной или синей ли книги (малышам задали в инете найти) и прочие бесполезные задания. Дети начинают тратить своё внимание совсем не на учёбу, а хлопот при этом становится больше. Одна из задач компьютеризаций школ — это повысить интерес школьников к учёбе. Какой здесь может быть интерес, когда детям приходится постоянно ломать голову посторонними проблемами или же половину заданий за них делают родители (в случае с красной-синей книгами, к примеру)? Так не с образовательной ли программы нужно начинать технологические реформы в школе? Или же с беседы с учителями где эти реформы начинаются, а чего они не должны касаться?
Думаю, что большая часть этих проблем возникает из-за того, что на школы опрокинулось сразу два разных гиганта, которые плотно связаны между собой. Это техника, как груда железа и программ. И интернет, субстанция невидимая, но бесконечно могущественная. Да, эти понятия во многом неразрывны, но требующие каждый для себя отдельной подготовки. Компьютеры как таковые появились уже давно, многие уже успели к нему привыкнуть и понять их. Это просто гаджет, для кого-то электронная книга, папка, проигрыватель. Имеющий тысячи возможностей, которые человек должен изучить, привыкнуть прежде чем перейти на новый этап — интернет. Под словом компьютеризация подразумевается перевод бумажной работы к электронной. То есть суть работы остаётся такой же, просто меняется форма. Это лишь дело привычки. Когда человек изучил компьютер, понял где начинаются и кончаются его возможности для него, тогда он переходит к интернету. Во-первых, он видит где кончается компьютер и начинается интернет, различает эти понятия. Во-вторых, он достаточно изучил компьютер, предмет довольно стабильный, у него есть стартовая точка от которой могут начинаться изменения через интернет. Я говорю про новые программы и файлы, которые дают учителям и секретарям. Учитель, выходя в он-лайн журнал, не озабочен тем, как убрать лишнюю строчку, эти азы пройдены, он готов получать новую информацию, готов к обновлениям. Причем это относится к работникам самих школ в последнюю очередь. Я думаю, что для начала нужно было оснастить учителей просто компьютерами с удобными программами. Для разработки расписаний в школе, быстрого отмечания отсутствующих в классе, заметками, напоминалками. А после на основе этих же программ внедрить интернет, чтобы они могли по существу его оценить. Мало того, что программа всё аккуратно и быстро сделает, да ещё можешь поделиться тут же этим с другими — он-лайн дневники, журналы.
В нынешнем положении, я считаю, нужно провести строгую проверку в школах на соответствие учебного процесса с утверждённой образовательной программой. Так как это новое громкое, но очень размытое слово «компьютеризация» даёт повод многим учителям в погоне за современностью искажать учебную программу как им вздумается, придумывая «современные задания».
В заключение хочу сказать, что как бы то ни было, нужно быть довольным и за то, что мы имеем. Советское образование всегда славилось своим качеством и фундаментальностью. С наступлением девяностых мы едва все это не потеряли. Поэтому если учесть этот недавний провал, то нынешнему государству можно простить подобные недоработки. То, что у нас имеются подобные нововведения говорит о том, что оно все-таки старается и действительно что-то делает. Нужно вспомнить, что в отличие от многих стран, для нас это делается бесплатно. Поэтому нам просто нужно помогать общими силами и верить. И тогда все будет хорошо.