29 января 2015

Оптимистический реквием

Я уже давно «озабочен» темой интеллигенции (см. «За интеллигента замолвите слово»). Как-никак всю жизнь занимаюсь подготовкой «научно-технической интеллигенции». Про «говно нации» — прошу не напоминать. Ленин в часто «цитируемом» письме Горькому назвал упомянутую публику интеллигентиками, а не интеллигенцией. Так кто же такая интеллигенция? «Соль земли», или те, кто всегда против любой власти и своей страны, начиная с Чаадаева и народовольцев? Теперь уже сомневаюсь: как эту тему излагать в лекциях по педагогике? Недавно услышал точку зрения бывшего военного моряка, а ныне — православного публициста Константина Душенова: интеллигенция БЕСПЛОДНА, пока не примкнёт к какому-то социальному институту, веками доказавшему свою эффективность и необходимость. Например, к Церкви, Армии или Промышленности. Вот о последнем случае давайте поговорим.

В День РВСН на одном из сайтов выступил с воспоминаниями конструктор-разработчик (имя не важно) о том, как они создавали лабораторно-вычислительный корпус (ЛВК) для математических расчётов траекторий ракет. Он хотел дополнить юбилейные материалы ещё одним эпизодом славной истории РВСН. На эту статью немедленно откликнулся его коллега. Тоже конструктор, но атомных подводных лодок (АПЛ). Нахлынули у него чувства и воспоминания.  Подчёркиваю: два достойных и заслуженных человека, настоящие инженеры, которые совершенно справедливо гордятся своим вкладом в обороноспособность страны.

Но… Прошли годы, остались воспоминания. И обиды. На «перестройку», на то, что творится сейчас в стране, на начальственных дураков, на… молодёжь. У нижеприведённого автора-комментатора вообще «реквием» получился.

Поскольку мой сайт — «Интернет-санаторий для ветеранов и инвалидов педагогического труда», захотелось  «психологически» проанализировать этот текст и вспомнить великого афериста от психологии Фрейда с его «оговорочками». Как принято говорить: орфографию и стиль автора сохраняем. 

Александр Тришин:

Олег, совершенно подобную статью можно написать и по другим областям деятельности. Я очень хорошо понял и почувствовал, какие именно ощущения и эмоции вы имели ввиду. Мы ощущали ровно то-же на строительстве АПЛ.

Да, зарплата у меня была несколько выше, чем у конструкторов других организаций. Не припомню, чтобы это было основным фактором. Предмет гордости — да. Главное — однозначно нет.

Сегодня глядя вокруг себя, я отчетливо понимаю (а в силу деятельности «круг зрения» достаточно обширен), что этот настрой, дух, подъем, душевное состояние утеряно вовсе. Совсем. А мы с вами — вымирающие монстры. Следущие поколения живут уже иначе. Мы с разных планет.

Возврата не будет. Мы с вами продукт лучшего периода социализма. Второе поколение.

Даже если создать условия, то дадут ли стране такое количество времени? Нет.

Не думаю, что ошибусь, но вы, скорее всего, как и я так работать уже не сможем. И не потому, что нет сил. Нет уважения и доверия. Прямо начиная с непосредственного руководства. Гореть на работе, чтобы очередной …ээээ… «элитарий» положил в карман очередной лярд?

Ну, в крайнем случае, об этом можно не задумываться. Но не видеть свинячьих глазенок руководятлов всех сортов, видеть в них знак доллара и только, видеть их позы «чего изволите» наверх и барственно оттопыренные губы вниз, не получится. А система отбора порассаживала именно таких.

У меня есть основания с теплотой и уважением вспоминать своих социалистических начальников. Хотя бывало всякое. И не вижу ни одного примера достойного уважения сегодня. Я изменился, да, но дело не в этом.

И примеры, как ужас плещется в глазах руководства, при мысли о возможности не угодить начальству, я видел прямо сегодня. По ничтожному совершенно поводу.

Эти люди добъют страну. И нам с вами не дадут, ни-за-что, изменить ситуацию. Ни на каком уровне. Никогда.

Не знаю как вы, а у меня совершенная безнадега. Противно, мерзко. А что делать то? Вот и делаю, что умею, попутно отравляя кровь своим начальникам и себе. И им приходится пока терпеть меня. Слишком много умею. Слишком сложно меня заменить. Меня хорошо учили. Я прошел замечательную, уникальную школу. И что? А ничего — забиваю фотоаппаратом гвозди. И фотоаппарат от этого лучше не становится.

Теперь о главном посыле вашей статьи:

Его поймут немногие. Даже тогда, в те годы таких было не так много. Мы только появлялись…

Чтобы представить дух созидания, атмосферу, ритм, это надо прожить. Современная молодежь возможно и поймет о чем речь, но только умом. Душой — нет. Увы…

Спасибо за добрые слова о «социалистических» начальниках и о том, что «хорошо учили». Но учили, видимо, не в вузе, а на производстве. Забыл автор, в духе нынешних «молодых» упомянуть, что «университет мне ничего не дал». Но, дальше автор «разогнался» и воспоминания его становились всё более трагическими и патетическими: 

Олег, постараюсь дополнить вашу статью. КАК это было. Правда это уже мои «мемуары», кто хочет/может пусть сравнит с днем сегодняшним:

Конец 80х. Горячмй период перед сдачей парохода (АПЛ). Нередко приходилось задерживаться. И вот разговор в курилке: А что Виктор Николаевич (мой непосредственный начальник тогда) сидит, не знаешь? — А ты не понял? У тебе может понадобится помощь, вот и страхует тебя.

Года через три: Срочный вопрос из 3 цеха. Им надо изделие сдавать, подкорректируй чертеж…  Посмотрю…. Иду в цех. В КО. Поднимаю чертежи. — Нет, здесь что-то не так. — Почему? Интуиция…. Ты понимаешь, что цех на ушах стоит и руководство завода по потолку бегает? — Что-то не так… Буду разбираться.       Ладно, давай…

Я разбирался 3 дня. Не знаю кто и как гасил скандал, но меня никто не тревожил. Реплика в курилке: Нифига себе, сейчас был у зам главного конструктора, он ругался с Минаевым (мой непосредственный начальник). Зам главного: «Ох уж эта тришинская интуиция…»

Автор и сам бы не прочь был стать главным конструктором, но не сложилось. Сегодня все, кого в партию не принимали, любят говорить, что им и не хотелось вступать в преступную организацию, а без этого карьера «закрывалась». Враньё — Туполев, например, никогда не был членом КПСС. Странно, что автор, с его гениальной инженерной интуицией не упомянул про диссертацию, которой наверняка был достоин. Может степень получил по совокупности работ? Обычно те, кто не смог сделать и защитить диссертацию, сегодня тоже говорят, что «и не хотели» и вспоминают замшелые учёные советы с их дурацкими требованиями. А гасили упомянутый автором скандал, в том числе и в парткоме, и в райкоме партии. Система так работала.

Результат: Я оказался прав. Если бы сделали как просили — нахлебались бы по полной немного спустя. Нашел другое решение.

Если на вас это описание не произвело впечатления, то это нужно представлять обстановку тогда и характер взаимоотношений.

Уровень доверия! А ведь вопрос был непростым и не дешевым. (подробнее не могу, там слишком много объяснять). Если бы оказалось, что из-за меня просто потеряли время, скандал был бы серьезным. Вплоть до оргвыводов по моему руководству.

А кто было это  «руководство»? Не только директор, главный конструктор, но и партийный аппарат, который тоже головой отвечал и часто «демпфировал» вышестоящий гнев, но теперь, естественно, ненавидимый автором, как замечательным технократом, о чём он скажет ниже. 

— Что-то Минаева сегодня не видно, уже ушел домой? Так ты уже сам все можешь…

Нет, идеализировать тот период не стоит. Меня лично очень сильно раздражала идеологическая бредятина.

На одном из комсомольских собраний (меня туда приняли в институте, шантажем — или вступай, или не сдашь зачет со всеми вытекающими)

А вот это, батенька, врёшь. Такого даже в «застой» не было. 

наслушавшись бредятины про общественные мероприятия и стопроцентный охват, выступил в смысле «Может хватит самим себе вешать лапшу на уши?». Куратор от парт организации завода решил меня одернуть по незнанию. Ругань была грандиозная. Но за мной логика и здравый смысл, за ним — только лозунги, уже практически пустые. Под конец он уже просто слюной брызгал. Но люди-то все грамотные, конструктора, так просто мозги не запудришь. Раскатал и представителя и подпевал. Со смыслом — благодаря таким как вы живое дело и загнулось.

Как только потом меня не пытались уйти, даже через пятый отдел. Я о этих попытках узнал только много лет спустя. Меня не отдали.

А потом случилась перестройка. Представитель стал бросаться ко мне первым протягивая руку и преданно заглядывая в глаза. Было противно.

Да ладно… Было приятно, ведь вы тогда — «перемоглы», выражаясь нынешним языком. А «не дали тебя уйти», возможно, в том же парткоме. Кто ещё мог быть сильнее «пятого отдела»? А вообще, с людьми надо уметь ладить (не подлаживаться).Даже с дураками (до определённых пределов, конечно). В моей биографии достаточно эпизодов, когда Антисистема отторгала, когда «не приходился ко двору». Хотя никогда ни с кем не скандалил. Достаточно не уметь скрывать интеллектуального превосходства — и тебя Антисистема не простит.

Человек по возрасту годился мне в отцы. Неловко и стыдно было мне. Но это тогда. Я сегодняшний постарался бы его раздавить. Благодаря им «перекраска» закончилась гибелью страны.

Перестройка. Я не умом еще, опой понимал, что происходит трагедия. Как мог разьяснял. Но что значил мой голос, среди ревущей от восторгов толпы? Знакомые крутили пальцем у виска…

Тогда, на комсомольском собрании, голос значил? Вот и дообличались, вот и дорассказывались анекдотов. Вы, естественно, «не голосовали» за Ельцина. Вы сделали хуже — своим ядом, изливаемым в курилках НИИ и КБ, создали эгрегор «тонкого мира» против России, а не власти. Как сказал Александр Зиновьев: «Метили в коммунизм, а попали в Россию». У вас это хорошо получилось.

Не скажу за другие поколения, а мое перестройку остановить не могло. Мы тогда только вставали на ноги. Власть не имели. А потом таким как я и вовсе отрубили туда дорогу

А так хотелось туда, но увы…

Читатель вправе обвинить меня в том, что я приписываю человеку мысли, которых он не излагал, а я их мастерски опровергаю. Возможно… Просто, как психолог, вижу «между строк» эти обиды, несбывшиеся амбиции, недостаток признания и просто жизненную усталость.

Что делать таким людям? Писать мемуары. Это я не в ироничном смысле говорю. Воспоминания хороших конструкторов очень полезны для молодёжи, особенно студенческой. Как бы мало той, думающей, молодёжи ни оставалось. В Интернете место есть. А ещё можно идти к той же молодёжи, в аудитории, чтобы попытаться спасти хоть немногих. Во имя будущих поколений. Попытаться искупить свой грех «перестройки». Все мы в ней виноваты. И особенно — вот такие «технократы», как автор, не «занимавшиеся ерундой и формализмом».

Помнится, Чубайс, «когда стало можно», признавался, что «творческую интеллигенцию» они просто купили, а вот «научно-техническую» — обвели вокруг пальца. Именно она громче всех орала на митингах, как сегодня «майданутые», не догадываясь, что скоро полетят в жопу их НИИ и КБ, а сами они пойдут в «челноки». Умеет Анатолий Борисович иронизировать…

Вот только скажите, милые советские технократы, почему пока вы занимались «живым делом», а мы проводили скучные мероприятия со 100-процентным охватом и «трахали» в саунах секретарш, молодёжь не боялась служить в армии, не было массовой наркомании, был патриотизм, и тот «дух», о котором вы с ностальгией вспоминаете?

Когда-то Ленин сказал, что мечтает о времени, когда на Земле останутся только три профессии: врач, учитель и инженер. Можно представить мир без бухгалтеров, юристов, милиции, но на врача, учителя и инженера всегда надо будет серьёзно учиться. Но…

Когда-то любой пациент врача уйдёт в лучший мир, ваши подлодки встанут музеями у пирсов, а «продукция» учителя не исчезнет никогда, преломляясь в правнуках наших нынешних учеников.

Вот и идите к молодёжи, с вашим опытом, делитесь, кричите, увлекайте. В конце концов — от молодых организмов мы насыщаемся светлой энергией. Потому у педагогов такой здоровый цвет лица.

Здоровья вам. Психического…

P.S. А вот и ответ нашему уважаемому автору. Дальнейшие пикировки и его биения себя в грудь копытом — уже малоинтересны.

Ольга Жабко:

Не говорите за нас и за наших детей. Напомню — это Вы прохлопали страну, давшую Вам всё, в 91-м, когда мы учились в младших классах. А вот наши дети теперь с удивлением спрашивают Вас — как же можно было вот так взять и сдать такое государство без единого выстрела? И они-то уж точно возродят былое величие — я в этом не сомневаюсь. А вот Вы, ослеплённые гордыней «мы — лучшие, мы —  великолепные, мы — избранные» дальше своего носа видеть не желаете.